Год назад, 15 ноября скончался величайший православный иерарх, человек святой жизни, архипастырь с непререкаемым авторитетом – Сербский Патриарх Павел. Несколько лет назад, Божией милостью, мне довелось общаться с ним в Белграде, в его скромной резиденции. Ранее мне приходилось встречаться со многими архипастырями и некоторыми Предстоятелями Церквей. Но беседа с Патриархом Павлом не была похожа на эти встречи. Скорее, это была встреча с благодатным старцем. И дело не в отсутствии помпезности, свиты, протокольной предсказуемости или властности. Дело в атмосфере трепетной, какой-то неотмирной глубины, серьезности и проникновенности. Словно для него не было ничего неважного в духовном, небесном смысле, словно только этот смысл и волновал его сердце непрерывно.
Многие сербы, с которыми я виделся и в Белграде и в Москве, называли его не иначе, как «живой святой». Так звали его не только православные, но и католики, и мусульмане.
До сих пор люди вспоминают о том, как Патриарх Павел пешком приходил на богослужение в храм, как перешивал своими руками свою потрепанную одежду, чинил свои старые ботинки, выходил с народом на мост, чтобы защитить его от американской бомбы. Он выступал публично не часто, но если он говорил что-то своим тихим голосом, его слышали все.
Сегодня, в день памяти о его блаженной кончине, хочется вновь задуматься о нашем православном славянском единстве, о деятельном единении, для которого многое сделал приснопамятный святитель.
Историческая судьба Сербии и Сербской Православной Церкви неразрывно связана с историей России и Русской Православной Церкви. Сербские подвижники жили в русских монастырях и общались с русскими святыми. Многие священники и епископы Сербии учились в российских духовных школах. Окончательному утверждению христианства у сербов, как и у нас, способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Сербская Церковь и Сербская земля не раз подвергались разграблению и насилию – то с Запада, то с Востока. Один из сербских священников, присутствовавший на нашей встрече с патриархом Павлом грустно подметил: «Мы построили дом на дороге. Запад идет на Восток или Восток на Запад – мы всегда будем виноваты…»
Но за столетия войн и тягот православные сербы явили мужество и христианский исповеднический дух, обороняя свои святыни, сохраняя веру, восставая из пепла.
Судьбы Русской и Сербской Православных Церквей в двадцатом веке во многом схожи. Во время Второй Мировой Войны Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ), где были разрушены и осквернены сотни храмов и монастырей. Сотни православных священников были убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей паствой. Часто православных христиан насильственно пытались обратить в католичество. Известно, что хорваты предлагали сербам перекреститься перед смертью, дабы убедиться, что убивают именно православного серба.
После войны и прихода коммунистов страдания Сербской Церкви не прекратились. Епископы и священники подвергались заключению на продолжительные сроки без суда и следствия. Сотни священников были убиты. Также, как в Советской России, Государство грубо вмешивалось в жизнь Церкви. Конечно, мера вмешательства была не столь тотальной, как в России, однако в Сербии было прекращено преподавание закона Божия в школах, финансовые средства на содержание священников находящихся на покое перешли в собственность министерства труда. Священнослужители были лишены социальной защиты. Законом об аграрной реформе у Церкви было отнято 70000 гектаров обрабатываемых земель и лесных угодий, национализировано более тысячи церковных зданий, отобрано большое количество епископских резиденций. Но еще страшней было разрушение монастырей и храмов. В южной Сербии епископам было запрещено возвращаться на свои кафедры, а священникам на приходы, в связи с чем, в этих районах долго не могла наладиться нормальная церковная жизнь.
1 декабря 1990 года новым Предстоятелем Сербской Церкви был выбран епископ Рашко-Призренский Павел. Его правление совпало с новыми испытаниями — со временем спровоцированного Западом кровавого распада Югославии, когда сербский народ вместе со своими епископами и священниками был изгнан из многих районов Хорватии, Боснии и Герцеговины. В зоне военных действий находились десять епархий Сербской Церкви. Вновь началось разрушение сербских храмов и монастырей, уничтожение православных святынь. К этому прибавились страдания Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии, особенно после начала агрессии НАТО и размещения на этих территориях международных сил. По официальным данным с июня 1999 года по настоящий день уничтожено и осквернено свыше ста храмов и монастырей.
Одновременно, во многих епархиях СПЦ происходит возрождение и оживление церковной жизни. За последние годы было построено значительное число новых храмов и других церковных зданий, основано несколько новых епархий. Возобновили свою работу духовные учебные заведения. Постепенно восстанавливается церковная жизнь в разоренных войной епархиях. Знаменательным событием стало строительство (на народные пожертвования) в Белграде самого большого в Европе православного храма – собора Святого Саввы. К середине двухтысячных годов в СПЦ насчитывалось более 3500 приходов и 204 монастыря. По современной статистике 85% населения Сербии исповедуют Православие.
После распада Югославии Запад непрерывно осуществляет попытки расчленить Сербскую Православную Церковь на несколько национальных автокефальных церквей. Прежде всего, речь идет об отделившейся от Сербского Патриархата «Македонской церкви», самопровозглашенной в 1967 году. Ее автокефалия не признается ни одной Православной Церковью и именуется, как «македонский раскол». В 1993 году появилась самопровозглашенная «Черногорская церковь». Аналитики не исключают появление еще нескольких карликовых самозваных «Церквей» на территории бывшей Югославии. Как известно, после распада Советского Союза с такой же проблемой столкнулась и Русская Православная Церковь. На Украине двадцать лет предпринимаются агрессивные попытки создания самопровозглашенной раскольнической автокефальной «Украинской церкви». Подобные процессы происходят и в Белоруссии, и даже в Молдавии.
В Македонии, как и на Украине были случаи захвата храмов раскольниками, причем осуществлялось это силами местных государственных властей, как правило, антиславянских и прозападных.
Ныне почивший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II неоднократно высказывал готовность оказать поддержку Сербской Церкви в разрешении проблем с самопровозглашенной Македонской церковью и прикладывал усилия к преодолению раскола. Патриарх Павел, в свою очередь, 9 мая 2006 г обратился к делегатам IV Всезарубежного собора с призывом о воссоединении «всех русских православных христиан в лоне Матери-Церкви Московской и Всероссийской». Как отмечал митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий, «Сербская Православная Церковь, предоставившая в 1920-х годах приют сотням тысяч русских беженцев, никогда не прерывала связей «как с гонимой и страждущей Московской патриархией, так и с российским церковным зарубежьем, временно прекратившим евхаристическое общение с Церковью в России».
Говоря о необходимости воссоединения двух частей Русской Православной Церкви, Патриарх Сербский Павел однажды заявил, что «в этом единстве заключается подлинное будущее всего мира».
Так наши Церкви содействовали воссоединению каждой из них, следуя многовековой истории настоящего братства, христианской любви между нашими Церквями и нашими народами, любви, многократно преодолевавшей не только тяжкие испытания, но и сладкие соблазны. И судьбы наши всегда переплетались и были удивительно близки.
Знаменательно в связи с этим следующее современное нам обстоятельство.
Патриарх Павел стал предстоятелем Сербской Церкви в 1990 году, а почил — 15 ноября 2009 года. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II восшел на Патриарший Престол в 1991 году. Его дни завершились – 5 декабря 2008 года. Каждого из них с великой скорбью провожала своя страна. Так, на похоронах Патриарха Павла собралось около двухсот тысяч человек.
Их управление Церквями-сестрами пришлось на один и тот же период. Одним из первых шагов Патриарха Павла стало воссоединение американской и канадской ветвей Сербской Церкви. Одним из последних свершений Патриарха Алексия стало воссоединение Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Зарубежом.
Каждый из них возвышал голос против беззаконий мира сего. Каждый из них обладал высоким нравственным авторитетом не только для своей паствы, но и для светского и инославного народа. Оба Первоиерарха восстанавливали церковную жизнь после атеистического плена, многократно увеличивая присутствие Церкви на своей канонической территории С их кончиной сменилась эпоха. Сегодня – новые вызовы внешнего мира. Сегодня у наших Церквей новые иерархи, с каждым из которых православные связывают новые надежды – на обновление, динамичное развитие, укрепление влияния Церкви, способность противостоять натиску беззаконий, эгоизма, суеты и безверия.
Говоря о сходстве, нужно упомянуть и о сегодняшних отличиях в нашей жизни. Нельзя не заметить, что в Сербии намного органичнее сохранилось православно-христианское начало народной жизни. Там, несмотря на западное и восточное влияние, на войны, преследования и десятилетия социализма, не удалось вытравить религиозность из бытовых устоев народа. Церковь осталась естественным содержанием и наполнением повседневной реальности. Религиозные праздники – это значимые события в жизни всей Сербии. Однажды я приехал в Белград в день памяти святителя Николая Чудотворца. Город был почти пуст. Оказывается, из-за почитания святителя Николая Чудотворца и святителя Николая Сербского, большинство населения – в гостях у именинников – Николаев, а на следующий день – ответные семейные визиты.
Удивила простота и аскетический образ монастырей, храмов и жизни духовенства. Утварь – лишь самая необходимая. В церковной лавке (даже в соборе святого Саввы) – минимум предметов: свечи, несколько видов икон, Евангелие, несколько брошюр. Это отвечает и всему ритму сербской жизни. Магазины закрываются рано, развлекательных заведений немного, в воскресный день – почти все закрыто, а народ прогуливается без стремления к потреблению.
Но на фоне этой скромности, а, порой, бедности — чувство ответственности и призванности, осознание того, что вокруг находятся силы, враждебные православию, осознание себя воинами христовыми. Это дает сербам мощный исповеднический заряд, готовность принимать страдания за сохранение своего первородства. Это видно из их отношения к войнам, бомбежкам, преследованиям. Конечно, общество неоднородно, и есть те, кому западный «беспроблемный» образ жизни представляется привлекательным, но таких не большинство. Большинство же по-прежнему с открытым сердцем и надеждой смотрит на Россию.
И еще одно. Столь бережного сохранения могил, памятных мест, мемориалов мне нигде больше не приходилось встречать. И Сербы с детства знают, что и почему они хранят. Будь это благодарность подвигу своих предков или русских освободителей, память о победах или поражениях. Все это трепетно сберегается и воспринимается, как дар Божий, как Его милость.
Вечная память блаженно почившему Патриарху Сербскому Павлу!
Многая лета нашим братьям – православным сербам!
Первоисточник hrono.ru
Родион Часовников /17.11.2010/