Родился в семье бывшего крепостного, вышедшего «в люди» — владельца небольшой фабрики. Отец Н., человек суровый и самовластный, видел в сыне продолжателя своего «дела». Несмотря на явные успехи сына в учебе и желание ее продолжить, сразу после окончания Н. церковноприходского училища отец засадил его за конторские книги. Переломным моментом в судьбе Н. стала встреча с сотрудником «Костромских губернских ведомостей», — журналистом Н. Ашмариновым. По его совету Н. начинает писать, и в 1858—1859 гг. в этой газете появляются его первые статьи — «Галичская ярмарка» и «Из путевых заметок по Нерехтскому уезду» (1858.— No 50; 1859.— No 6). Вскоре Н. тайно бежит в Москву, чтобы продолжить учение в качестве вольнослушателя в Московском университете. В Москве начинается его постоянное сотрудничество с газетами и журналами. В «Московских ведомостях» были опубликованы под псевдонимом Филипп Уводим две заметки о писателях — В. Г. Белинском и И. Т. Кокореве. Наиболее тесные отношения завязались у Н. с еженедельником «Развлечение», нередко публиковавшим его смелые сатирические заметки на экономические и политические темы: очерки «Перед кончиною (блаженной памяти откупу)» (1863), «Чертово болото» (1864), «Мой дневник (заметки общественные, литературные и иные)» (1866), принесшие ему первый успех у широкой публики. В этих очерках впервые раскрылся публицистический дар Н., определились основные темы его творчества — нелегкая жизнь простого люда, трагические судьбы народных талантов, сознательно насаждаемые в рабочей и крестьянской среде пьянство и разврат. В 1868 г. в «Отечественных записках» (No 9) вышла в свет первая большая повесть Н. «Девичник». Этот «очерк фабричных нравов» был одним из первых в русской литературе исследований быта рабочих. Параллельно Н. деятельно работает на ниве народного просвещения. В 1865 г. он становится фактическим редактором нового московского журнала «Книжник», целью которого было «изучение мысли, желания, стремления народных масс» (Книжник.— 1865.— No 10). Публиковались в журнале и статьи самого Н. (под псевдонимом Заушилов). В 1871 г. в журнале «Грамотей» (No 4—5,12) была опубликована повесть Н. «Безоборочный», сразу завоевавшая признание читатателей и особенно молодежи. Повесть была вскоре издана отдельным изданием с иллюстрациями молодого, но уже известного художника В. М. Васнецова. «Безоборочный» вошел в сборник повестей Н. «На миру» (1872, 1878), который активно использовался народниками для пропаганды идей социальной справедливости в период «хождения в народ». В основе сюжета повести — история бедной семьи, отказавшейся, несмотря ни на какие лишения, подчиниться воле власть имущих. Но в этой борьбе торжествует несправедливость: судьба всей семьи исковеркана, главный герой повести сходит с ума. Повесть написана простым и лаконичным языком, лишена столь характерной для позднего Н. идеализации сельской общины. Н. показывает нравственное бессилие, крестьянского «мира», неспособного защитить бедняка от разорительного произвола кулаков.
В нач. 70 гг. Н. возвращается в Иваново*, где он вновь обращается к исследованию жизни фабричных рабочих. В «Вестнике Европы» 1871.— No 3) выходят его «очерки русской фабричной жизни» — «Святки в селе Данилове», в которых описание пьяного, разухабистого праздника перемежается с лирическим повествованием о судьбе уникального художника. По заданию московской газеты «Русские ведомости» Н. пишет обстоятельные очерки об ивановских текстильных фабриках. Опубликованные в десяти номерах «Русских ведомостей» за 1872 г. под названием «Наши фабрики и заводы», эти очерки вызвали огромный общественный резонанс. Цикл очерков должен был состоять из двух частей; о труде рабочих, о поистине ужасных его условиях (по 14—16 часов работали не только взрослые, но и шести-семилетние дети) и о недолгом отдыхе рабочих. Однако опубликована была только первая часть цикла: Шуйское жандармское управление запретило печатать продолжение. В этом же году Н. становится управляющим делами комиссии попечения о рабочих и ремесленниках на политехнической выставке в Москве. Работа в комиссии отнимала у писателя много сил и времени, но приносила и известное удовлетворение, т. к. осознавалась как реальное и нужное дело. Затем деятельность Н. как писателя и публициста прерывается на несколько лет, до середины 80 гг., что связано, прежде всего, с увлечением Н. этнографией. Став в 1874 г. членом Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Н. по заданию общества путешествует по российским губерниям, собирая материал о быте русского крестьянства. Вернувшись в Москву, он в течение двух лет (1879— 1880) редактирует газету «Русский курьер». Именно с именем Н. связан период наивысшего взлета этой газеты. После ареста Н. по делу С. Г. Нечаева в 1880 г. (к которому Н. был совершенно непричастен, вся его вина была в частной переписке с главарем «Народной расправы») он был отстранен от редактирования газеты, несмотря на полное его оправдание.
В 80 гг. начинается сотрудничество Н. с журналами «Наблюдатель» и «Северный вестник», в которых публикуются художественно-этнографические повести «Лукавый попутал» (1892), «Ионыч. Из жизни и нравов лесного края» (1888), «Тайна реки» (1894) и др. В 1893 г. в «Северном вестнике» (No 1—4) выходит автобиографическая повесть Н. «Детство Протасова. Из жизни и нравов фабричного мира», в которой писатель повествует о своей безрадостной юности. Для этого позднего периода творчества Н. характерно резкое противопоставление идеализируемой им сельской жизни развращающему быту фабричных городов. В повести «Чудесник Варнава» («Русские ведомости», 1898) рассказано, как фабричная жизнь довела крестьянина Варнаву до беспробудного пьянства и едва не толкнула на путь преступлений. И только возвращение Варнавы в деревню, к чистой и трезвой сельской жизни спасло и его судьбу, и судьбу его близких. Хотя повесть заканчивается смертью Варнавы, это смерть человека раскаивающегося и вновь обретшего истину. В 90 гг. Н. обратился к новой для русской литературной и общественной жизни теме — быту переселенцев. В очерках «В горах и степях Башкирии», «Никитин починок», «Ушкуль. Горная башкирская легенда» и др. Н. показал бедственное положение переселенцев, трагические судьбы целых народов, лишенных отчей земли.
С. Л. Кравец
Источник: «Русские писатели». Биобиблиографический словарь. Том 2. М—Я. Под редакцией П. А. Николаева. М., «Просвещение», 1990
* Филипп Диомидович Нефёдов родился 6 (18) октября 1838 г. в селе Иваново, Шуйского уезда, Владимирской губернии.
Публикации писателя
Начало карьеры писателя и этнографа — в местной печати («Костромские губернские ведомости»: Костромская летопись. Вести из губернии // КГВ. 1858. 20 дек., № 50. С. 519-520 (о ярмарке в г. Галиче); Из путевых заметок по Нерехтскому уезду // КГВ. 1859. 7 февр., № 6 (ограбленный колдун наказывает вора тем, что тот начинает петь петухом).
C 1862 года бывший крепостной в Москве, записался в мещанское сословие. Начал печататься в московской печати: в сатирических журналах «Искра», «Будильник», «Развлечение». В середине 1860-х публиковался в газете И. С. Аксакова «День». Главная статья того времени — «Село Павлово» (День. 1865. 23 окт., № 38. С. 906-907; 11 нояб., № 43. С. 1022-1023. — Подп.: Ф-ов) — исторический очерк села Горбатовского уезда Нижегородской губернии, славившегося своей слесарной промышленностью. Нефёдов начал приобретать репутацию знатока фабричной действительности (с акцентом на отрицательное влияние фабрики на народную жизнь). Среди работ этнографического характера крупными достижениями стали зарисовка «Дикие люди, вещи и фантазии на Московской этнографической выставке и пр.» (Развлечение. 1867. 23 июня, № 24. С. 383-384. — Подп.: Незаметный) и очерк «Фомин понедельник» (об обычаях промышленной области, условно названной Золотое Дно (Фомин понедельник (этнографический очерк Золотого Дна) // Развлечение. 1868. 4 мая, № 17. С. 265. — Подп.: Иван Вознесенский)).
С конца 1860-х — начала 1870-х Нефёдов стал публиковатся в «толстых» журналах. «Девичник. Очерк фабричных нравов» (Отечественные записки. СПб., 1868. № 9. С. 145- 182) изображает картины зимних посиделок в фабричном селе, ввергнутом в порок пьянства. В очерке «Святки в селе Данилове. Очерки русской фабричной жизни» (Вестник Европы. СПб., 1871. № 3. С. 57- 109) народные обычаи, соблюдаемые фабричной молодежью (обряды ряженья, народная драма «Лодка», разыгрываемую в святочный период, песни), проходят на фоне социальных проблем промышленного села.
Третий этап жизни Нефёдова связан с возвращением на родину, в Иваново, где жил в 1870-1871 гг. Здесь писатель учредил воскресную школу. Для газеты «Русские ведомости» написал цикл очерков о нечеловеческих условиях работы ивановских ткачей — «Наши фабрики и заводы» (Русские ведомости. М., 1872. 16 марта, № 59 — 19 марта, № 62; 9 апр., № 79; 11 апр., № 80; 13 апр, № 82; 20 апр., № 84; 21 апр., № 85. — Без подп.). Цикл не был завершен, так как по требованию Шуйского жандармского отделения печатание его было запрещено. В 1872 издал книгу рассказов о деревне «На миру», куда включил свои главные произведения.
В 1874 Нефёдов избран членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, куда представил рукопись «Об этнографическом исследовании Костромской губернии» (1874-1876) с материалами по мифологии, обрядам, праздникам, юридическим обычаям, народной медицине.
В 1876 Нефёдов обследовал южное Приуралье (Оренбургский край — Башкирия), где занимался раскопками древних захоронений (Труды Антропологического отдела. М., 1878-1879. Кн.4. С. 90-93 (Изв. ОЛЕАиЭ; Т. 31)). В 1877 с этими же целями он ездил в Касимовский уезд (Там же. С. 56-61).
В 1877 опубликовал «Этнографические наблюдения на пути по Волге и ее притокам» (Труды Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1877. Т. 4. С. 40-69 (Изв. имп. ОЛЕАиЭ; Т. 28)). Нефёдов зафиксировал «похороны Ярилы» — редкий обряд, приуроченный в Костроме к последнему воскресенью перед Петровским постом, тексты заговоров, песен, материалы по мифологическим представлениям и свадебному обряду.
Летом 1878 Нефёдов работал в Поволжье и Приуральском крае, сочетая антропологические задачи с этнографическими. В частности, в Кинешме ему ещё раз удалось собрать материал об обряде «похороны Ярилы» (Изв. ОЛЕАиЭ; Т. С. 156-161).
В 1875-1876 Нефёдов — зав. редакции «Ремесленной газеты»; в 1879 — редактор газ. «Русский курьер» (обе — в Москве).
Спад карьеры начался после убийства Александра II, когда в марте 1881 был арестован, так как в бумагах С. Л. Перовской и А. И. Желябова нашли его имя. После несколько месяцев заключения выпущен под полицейский надзор; место в «Русском курьере» потерял. Только в 1884 он стал постоянным сотрудником другой газеты — «Русские ведомости».
Во второй половине 1890-х издал свои «Сочинения» (М., 1894-1895. Т. 1-2; СПб., 1900. Т. 3-4). В 1886 Н. представил в ОЛЕАиЭ программу этнографических исследований, в которой предполагалось сочетать археологическое изучение городищ и курганов с собиранием устных преданий о них; антропологическое обследование современных жителей он увязывал с экономическим положением населе ния и т. д. В 1895 за переданную в ОЛЕАиЭ антропологическую коллекцию Нефёдов награжден премией вел. кн. Сергея Александровича.
В 1887 Нефёдов избран членом-корреспондентом Московского археологического общества. По поручению МАО в 1887 и 1888 производил раскопки в Оренбургской губ., Уральской и Тургайской обл. Им было обследовано свыше ста курганов, о чем сделал доклад в Оренбургском губернском статистическом комитете (Шукшинцев И. С. Филипп Диомидович Нефедов // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург, 1903. Вып. 11. С. 109-113). В 1893-1894 по заданию МАО производил раскопки в Пермской, Уфимской и Казанской губ.; в 1895-1896 обследовал городища и курганы (542 объекта) в Костромской губ.
В 1890-е Нефёдов поселился в д. Перебор Владимирской губернии. Здесь он собрал коллекцию фольклорных материалов, часть которых была опубликована в неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей». Две статьи содержат тексты причитаний из д. Добрыниной Ставровской вол. Владимирского у.: «Причитания Владимирского уезда» (ВГВ. 1897. 11 июля, № 28) и «Вои (голошения) или причитания Владимирского уезда» (ВГВ. 1897. 12 дек., № 50). После смерти этнографа Костромское научное общество по изучению местного края издало тексты рекрутских причитаний, записанных им в конце 1870-х в Поволжье. Они представляет интерес, так как отражают настроения времен Балканской русско-турецкой войны 1877-1878 гг. (Причитания, записанные Ф. Д. Нефедовым в Кологривском у. Костромской губ. в 70-х гг. // Второй этнографический сборник. Кострома, 1920. С. 11-20 (Труды Костром. науч. о-ва по изучению мест. края; Вып. 15).
Литература
Справочники:. Брокгауз-Ефрон; Брокгауз-Ефрон. Доп.; Гранат; Южаков; Брокгауз-Ефрон. Нов.; БСЭ. 1-е изд.; БСЭ. 2-е изд.; БСЭ. 3-е изд.; Брокгауз-Ефрон. РБС; КЛЭ; Панфилов А. Ю. Нефедов Филипп Диомидович // Русские писатели. 1800-1917: Биогр. словарь. М., 1999. Т. 4. С. 289-291; Толкунова В. Г. Нефедов Филипп Диомидович // Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь. Владимир, 2002. С. 310-311.
Биографии: Никольский Д. П. Памяти Филиппа Диомидовича Нефедова // Живая старина. СПб., 1903. № 1/ 2. С. 261-264.
Литература: Смирнов А. В. Портретная галерея уроженцев и деятелей Владимирской губернии. Владимир, 1904. Вып. 3. С. 3-6. Иванова Т. Г. Нефедов Филипп Диомидович//Русские фольклористы: Биобиблиографический словарь. Пробный выпуск / Отв. ред. Т. Г. Иванова и А. Л. Топорков. М.: Институт мировой литературы им. А. М. Горького, 2010. С.188-192
Архив: ИРЛИ, ф. 208; ф. 89 (письма М. Н. Альбову); ф. 99 (письма Ф. И. Булгакову); ф. 108 (письма И. Н. Захарьину); ф. 163 (письма Е. А. Ляцкому); ф. 181 (письма Н. К. Михайловскому); ф. 283 (письма А. М. Скабичевскому); ф. 286 (письма А. В. Смирнову); ф. 357 (материалы к биографии); Гос. арх. Ивановской обл., ф. 789; РГБ, ф. 239 (письма Н. А. Попову).
Ссылки
В тексте есть фраза — «вернулся Нефёдов в Иваново в 1870 году». Это какое Иваново?
Село Иваново под Шуей редко упоминается в поисковых системах интернета на данный момент https://life.kostromka.ru/selo-ivanovo-21417/
Село Иваново, объединившись с посадом Вознесенск, образовали город Иваново-Вознесенск — ныне просто Иваново.
Филипп Диомидович Нефёдов ( 6 (18) октября 1838 ( 1838-10-18 ), село Иваново, Шуйской уезд, Владимирская губерния, Российская империя — 12 (25) марта 1902, деревня Перебор, Владимирский уезд, Владимирская губерния, Российская империя ) — российский революционер — народоволец, беллетрист и журналист, лично знавший С. Г. Нечаева, а также поддерживавший конспиративную связь с С. Л. Перовской и А. И. Желябовым .