Дудин В.А. Топонимы в пределах Васильевского сельского поселения — Совеги.

Дудин В.А. Топонимы в пределах Васильевского сельского поселения — Совеги.

В древней Руси семьи великих и удельных князей, приближённые и дружина князя содержались за счёт дани, которой облагалось всё принадлежащее князю население и которую собирали сами князья во время своих регулярных походов «в полюдье». В последствие, княжества стали разделять на небольшие по территории участки-волости, а для сбора дани с волости выделяли особых княжеских слуг-волостелей. Время от времени волостель с дружинниками приезжал в заранее определенные места волости для сбора дани и осуществления судебных дел над окрестным населением. Такие места назывались станами и погостами, поскольку волостели останавливались здесь часто, на несколько дней (как говорили прежде, «гостили»). Обычно в погостах строились дома для «гостей», возводились церкви и часовни. Со временем на погостах появлялись подворья, кладбища у церквей, жилые дома и постоянные жители. Их так и называли — погощане.

Названия погостов были порой очень благозвучны. Например, на Совеге в 17 веке погост назывался «Рождественский», в честь церкви Рождества Христова.

Конечно, современное устройство России очень сильно отличается от того её состояния, в котором страна пребывала в прошлые века. Тем не менее, многие признаки прежней жизни народа ещё сохраняются до сих пор в разговорной речи, песнях, обрядах, устройстве быта, географических названиях, типах населённых пунктов и т. д.

В топонимике различают ойконимы, микротопонимы и гидронимы. На севере Солигаличского района очень яркую и древнюю группы гидронимов составляют названия финно-угорского происхождения, которые славяне заимствовали у местных племён (скорее всего, у мери и мещеры). В пределах Совеги, включая частично и Тотемский район Вологодской области, относятся названия рек Совдюга (Совега), Воя, Мизюга, Мерзкая и другие. Некоторые речки и ручьи имеют славянские или кажущиеся славянскими названия: Водопойница, Хмелёвка, Стайная, Белая и т.п.

Двинско-Печорский бассейновый округ:

Сухона — протекает через весь Тотемский район с запада на восток и впадает в реку Юг. Древнейший индоевропейский топоним. В санскритско-русском словаре слово «сухана» переводится «легкопреодолимая». По берегам Сухоны, на территории современного Тотемского района, археологи обнаружили около десяти мезолитических стоянок. Вероятнее всего, именно с населением этих первых поселений и следует связывать возникновение топонима Сухона. Любопытно, что на географических картах Московии западноевропейского происхождения (1546 г.) река подписывалась «Сухана». Звук «о» вместо «а» появился, скорее всего, под влиянием северно-великорусского говора.

Толшма — правый приток Сухоны. Название, судя по форманту – «ма», относится к подгруппе пермских топонимов. В современном языке коми слово «тол» — ветер, ветреный, а в целом – «ветреная земля». Вторичное название. До сих пор, однако, Толшмой называют и заселённую местность по берегам реки, а в XVII веке была и большая волость Толшма.

Верхняя Мизюга – правый приток Ихалицы. По другой версии, Мизюга впадает в Княгинино озеро, из которого вытекает Ихалица. // МИЗ/юга. Ср. кар. muzau, вепс. muza – «тёмный, темноватый». Формант — юга на древнем финно-угорском языке означал «река», поэтому, Мизюга в переводе «Тёмная река». Вторая версия связана с фин., эст. mesi – «мёд», кар., вепс. mezi – «тж», но только в том случае, если первоначальной формой названия была Мез/юга, а гласный и развился уже на русской почве.

Кора – правый приток Верхней Мизюги, берет свое начало южнее деревень Кора, Разливное Васильевского сельского поселения. В основе этого топонима лежит вепсско-чудское слово «кар» или «кор» — небольшой залив, старица на реке. Однако вполне возможно, что такой местный географический термин мог существовать и в диалектной лексике русского языка как заимствование.

Корица — правый приток Верхней Мизюги, берет свое начало южнее деревень Кора, Разливное. Топоним тот же, что и у названий рек Кора, Ихалица.

Черная – правый приток Верхней Мизюги. Река с темной (черной) водой, протекающая по заболоченному месту. Берет свое начало южнее деревень Кора, Разливное.

Ихалица – правый приток Сухоны, протекает по Присухонской низине. Длина 98 км. Истоки реки находятся в лесах вблизи границы Вологодской и Костромской областей. В верхнем течении (до слияния с речкой Килехмой) река носит названия Мизюга и Верхняя Мизюга и принимает множество мелких притоков. После Килехмы Ихалица течёт по болотистой местности в узкой лесной полосе между открытыми верховыми болотами — Ихалицким и Большой Чистью. Здесь на протяжённом участке река сильно извилиста и не имеет притоков, кроме небольших ручьёв. За девять километров до устья Ихалица принимает свой крупнейший приток — реку Вою. Впадает в Сухону вблизи деревень Ихалицы и Выставки. По ходу течения река пересекает террасы исчезнувшего приледникового озера.

В писцовых книгах ХVII века – Ихалица, Ихолица, Ыхолица, на картах XVII века и Г. Делиля 1706 – Ichalitza, Ihagalisa. Потамоним Ихалица сочетает в себе типичную приб.-фин. топонимическую основу ихал- (ср. фин. ihala – «красивый, прекрасный, живописный (о местности)», кар. ihala – «приятный на вид», эст. iha – «влечение, страсть», вепс. ihastuda – «обрадоваться») с характерным др.-рус. речным формантом –ица. Возможно, в основе названия лежит антропоним, который русские могли позаимствовать из именослова карел или вепсов (чуди). В одной из новгородских берестяных грамот встречается имя человека Игала. Правда, неизвестно, кто был Ихал (Игала) по национальности: вепс или славянин (этим именем нарекались представители обоих этносов).

Озеро Княгинино — о Совдюжской волости (Совеге) существовала легенда, что сюда будто бы была сослана молодая княгиня, и озеро, у которого стоял её терем до сих пор называется Княгининым (Княжьим). В тоже время, согласно исследованиям Н.М. Македонской здесь в XVII и, возможно, XVIII веках существовал старообрядческий монастырь (секта Капитона), известный как Капитонова Княгинина Спасская мужская пустынь, или Капитонова Княгинина Спасопреображенская мужская пустынь, Капитонова Княгинина Преображенская мужская пустынь.

Пустынь располагалась на реке Ихалице, при истоке её из Княгинина озера, которое является расширенной частью Ихалицы.

Основателем пустыни, во времена царствования Михаила Федоровича, являлся монах Капитон Даниловский, расколоучитель, предтеча старообрядцев-беспоповцев, основатель секты капитонов или лесных старцев. Имя старца внесено в старообрядческий синодик «Виноград Российский».

Около 1630 года Капитон оставил Княгинину мужскую пустынь и вернулся в родные места (село Даниловское – ныне город Данилов Ярославской области). Здесь он основал пустыни: мужской Колесников (Колясников) скит и женский Морозовский скит. Троицкая мужская пустыня, что в Колясниках находилась в 4-х верстах от села Даниловское, а Морозовская женская пустыня — в 1 версте от мужской в селе Морозово.

Капитоны верили в скорый конец света и приход антихриста, не признавали священников, церковные таинства и иконы нового письма, отошли от господствующей церкви и приняли новое вероучение. Религиозное движение лесных старцев широко распространилось в 1630-1640-е годы на территории Вологодской, Костромской и Ярославской губерний (ещё до никоновских реформ). Популярность Капитона была так велика, что даже после раскола русской церкви в 1666 году сторонников старой веры называли капитонами. После смерти Капитона секту возглавил его ученик Прохор, который в 1666 году умер. Вскоре секта распалась.

Н.М. Македонская в своих исследованиях приводит описание Княгининой пустыни иеромонахом Амвросием, со ссылкой на царские грамоты 1650, 1654 и 1677 года. Из этих документов следует:

1. Монах Капитон основал пустыню не раньше 1613 года (начало царствования Романова) и не позже 1634 года (получена грамота на земли вблизи Даниловского).

2. Пустыня находилась при истоке Ихалицы из Княгинина озера. Местонахождение пустыни описано подробно в грамоте 1654 года: «…место пустое от людей отдалено верст с 20… из того де Княгинина озерка вышла речка Ихалица, а в речку Ихалица впала речка Воя…».

3. Земли по берегам Ихалицы и Вои принадлежали монахам. В 1654 году старцы Княгининой пустыни жаловались царю Алексею Михайловичу, что их обижают кожуховские крестьяне и монахи Голубинской пустыни (пользуются их угодьями) и просили подтвердить их права на владение землями по обе стороны Ихалицы и Вои от Княгинина озерка и до Сухоны, как это было при Капитоне. Подтверждающая грамота была выдана царем Федором Алексеевичем в 1677 году.

4. В жалобах 1650 и 1654 года упоминаются церкви Преображения Господня, Казанская и Зосимо-Савватиевская. Это не значит, что и церковных зданий в пустыне было три. Скорей всего, стояли, как во многих других пустынях, две церкви: эимняя и летняя, одна из них была двупрестольной.

5. Пустынь не имела вотчины. Ближайшие деревни стояли далеко на Сухоне и Совеге. Подаяния не собрать. Иеромонаха не было, в ветхих церквях некому служить. В 1650 году проживало всего три монаха. Старец Нифонт писал Маркеллу архиепископу Вологодскому и Великопермскому жалобу на бедственное положение пустыни, просил помочь с ремонтом церквей и прислать им «черного попа». В пришедшей вскоре царской грамоте, подтверждающей владения пустыни, в частности, говорилось: «…а попа де черного в ней нет и братья у них многие помирают без даров и покаяния, и те церкви стоят без пения, впусте, и у тех де церквей кровли и паперти обвалились…».

В 1654 году насельниками пустыни были «игумен Данила да старец Симон с братией». В 1677 году пустынь ещё существовала. Упразднена пустынь ранее 1764 года, а бесприходные церкви со временем разрушились.

Воя — правый приток Ихалицы. Устье реки находится в 9 км от устья Ихалицы. Длина реки составляет 76 км.

В языке саамов, которых в глубокой древности называли лопью или лопарями, есть слово «вуой» — «речка, ручей, приток другой реки». Надо сказать, что Воя самый большой приток Ихалицы, с чем, видимо, и связано происхождение этого топонима.

Совега (Совдюга, Совьюга) — левый приток Вои, фино – угорское название. Основа совь; ср. саамское suovv – «дым; дом, жилище». Формант – юга; ср. древнее финно – угорское название iug — «река». Писцовые книги XVII века и генеральные планы Вологодского наместничества отмечают реку под названием Совдюга (Колесников, 1971, 27). Ныне река Совега.

Сожа – левый приток Вои. Сопоставлялось с фин. suo – «болото», эст. soo, кар. šuo, вепс. so – «тж», следовательно, Сожа – это «Болотная». Есть ещё эст. soga – «муть, осадок».

Водопойница (Водопоица) — правый приток Совеги. Писцовые книги XVII века и генеральные планы Вологодского наместничества отмечают реку под этим названием (Колесников, 1971, 27). Ныне она называется тоже Водопойницей, протекает посередине гнезда совьюгских (совежских) деревень. Такие названия давались речкам, откуда население брало воду для питья.

Хмелёвка — правый приток Совеги (Совьюги) — лев. пр. Вои — пр. пр. Ихалицы. О выращивании культурного хмеля по берегам этой реки, протекающей в труднодоступном лесном массиве, вдали от деревень, не может быть и речи. Дикий хмель встречается по берегам лесных речек на юге Тотемского района, видимо, рос он и на Хмелевке.

Стайная — правый приток Совеги (Совьюги). У русского диалектного слова «стая» было несколько значений – «скотный двор, сарай, загон»; «несколько построек под одной крышей»; «крытый двор для скота». Ни на самой реке Стайной, ни в ближайших окрестностях нет ни одной деревни, поэтому устройство на ней стаи для скота было необходимо, когда в летнее время сюда, на лесные пастбища, пригоняли скот (коров, телят, лошадей). Такое сооружение защищало домашних животных и от ночных нападений хищников. Рядом со стаей делали ещё избушку или шалаш для пастухов. В полутора километрах от слияния рек Стайной и Совеги есть ещё озеро Стайное.

Озеро Стайное
Озеро Стайное. Фото Александр Яковлев

Белая — правый приток Совеги. Река с чистой, прозрачной, немного белой водой.

Великая — левый приток Вои. Значение слова великая – «очень большая» — для этой лесной реки не совсем подходит, так как у Вои есть притоки и побольше её (Сожа, Совега). Вероятно, подобная мотивировка первоначально имела значимость лишь для какой-то определенной группы населения верхтолшменских деревень, чьи хозяйственные притязания не распространялись на весь бассейн Вои. Вторая возможность истолковать происхождение названия реки Великой связана с деревней Великий Двор, отстоящей на, десяток верст к востоку. Возможно, на Великой имелись сенокосы великодворских крестьян, и река «тянула», как выражались в старину, именно к этой верхтолшменской деревне.

Верхневолжский бассейновый округ:

Светица — правый приток Костромы, длиной 35 километров, в которую она впадает у города Солигалича в Костромской области. Истоки же Светицы находятся в пределах Тотемского района и подходят близко (на 15 км) к верховьям реки Толшмы около посёлка Гремячий. В старину через этот водораздел бассейнов Волги и Сухоны пролегал волок, по которому ещё с каменного века двигалось население с юга на север. Сухопутный волок длиной всего около 5 вёрст пролегал между речками Комраш (левый приток Светицы) и Войманги (левый приток Толшмы). Светица – родниковая река. У русских поморов, «святой» видимо, связано с крестом, который ставили на берегу из суеверия или как маяк. Гидроним Светица довольно часто встречается на востоке Вологодской области. Для рек, носящих такие названия, характерны две особенности — они протекают чаще всего среди лесов. Деревень на них нет (или мало), а в верховьях Светиц в старину существовали волоки на другие реки. Само название Светица, возможно, отражает древнейшие русские языческие верования: на берегах этих рек были святилища, где путники молились своим богам, приносили жертвы на пути в Заволочье. Впрочем, нельзя исключать и более «прозаичную» версию происхождения гидронима Светица. Так могли называть реки с чистой, прозрачной, светлой водой; реки, начинающиеся из ключей, родников. Известно, например, что в соседнем Сямженском районе верхнее течение реки Сямжены в народе называют Светлухой именно по этой причине.

Кострома — правый приток Волги. Берёт свое начало в Чухломском районе, бывшей Судайской осаде, из болот на западе Северных Увалов и пересекает в центральной части Солигаличский район с северо-востока на юго-запад, являясь основной водной магистралью района. Протяженность реки Костромы от устья до истока 354 километра, из них по Солигаличскому району – 110 км.

Исследование слова Кострома идёт в нескольких направлениях. Из книги И.М. Разумовского видно: «Название реки, а с ней и города связано с именем славянского божества Костромы, олицетворявшего живительные силы весны. Кострому изображала нарядно одетая кукла, сделанная из прутьев и соломы. В честь неё устраивались игры, а в конце празднества куклу топили в воде и сжигали на костре». Что же обозначает слово «кострома». Изначально её название: Кос – т – ра – ма. Кос – сухо, сухая (мерьско – мордовский язык), тра – изначально: от – ра, где от – означает трава, ра – река. То есть, суходольная река с травяной зарослью…

Фоминка — правый приток Светицы. Названия произошло от поселения. По всей вероятности основатель по имени Фома.

Комраш — (Комраж) – левый приток Светицы. В языке коми слово «ком» служит названием рыбы хариус, а «рож» — это часть рыболовной сети с крупными ячеями, образующая мешок, куда попадает рыба. Наверное, в старину речка была богата хариусом.

Итница — правый приток Светицы. Вообще гидроним странный. Формант -ица говорит о его древнерусском происхождении, но в русском языке слов начинающихся на итн — нет вообще, поэтому, как и в названии Ихалица (см. выше) вполне вероятно, что основа итн — была заимствована из финно-угорских языков. Ближе всего саам. ucce, utse в значениях «малый, меньший».

Мерзкая — левый приток Светицы. Название произошло от племени Меря, проживающих в этих местах.

В заключении приведем старинные мужские имена совежан:

Абрам, Авфей, Аким, Амплей, Андриян, Аневир, Анплей, Антип, Анфиноген, Анфинодор, Апполинарий, Аполлон, Аристарх, Арсений, Арсентий, Асикрит, Афиноген, Варфоломей, Виссарион, Влас, Гавриил, Дементий, Евграфий, Евстафий, Елизар, Емельян, Ефрем, Захар, Зиновий, Иварий, Иларий, Ион, Иринарх, Исаак, Калистрат, Квинтильян, Кельсей, Климентий, Ксанфий, Ксенофонт, Кузьма, Козма, Куприян, Лев, Никандр, Никанор, Макар, Марк, Моисей, Мокей, Никтопольеон, Никифор, Онисифор, Осип, Павлин, Пантелеймон, Перфилий, Платон, Поликарп, Протальон, Разум, Самсон, Северьян, Серафим, Силантий, Славьян, Тимофей, Тит, Трифон, Трофим, Фадей, Федот,Феопент, Феодосий, Феолент, Ферапонт, Филарет, Филипп, Флегант, Флавиан, Флавьян, Яков.

Старинные женские имена совежанок:

Августа, Авдотья, Аксения, Алевтина, Ангелина, Анфиса, Апполинария, Асипера, Варвара, Великонида, Гранислава, Глафира, Евдокия, Евлампия, Евлогия, Евстолия, Енава, Зиновья, Ираида, Калиса, Капитолина, Клавдия, Лукерья, Павла, Павлина, Парасковья, Серафима, Степанида, Таисия, Фелицата, Фёкла, Хиневия.

Солигалич на карте
Солигаличский уезд 1822 г. Фрагмент карты.

Источники:
1. Колесников П. А. Северная Русь: Архивные источники по истории крестьянства и сельского хозяйства XVII века. Вологда, 1971.
2. Кузнецов А.В. «Словарь гидронимов Вологодской области». Тотьма-Грязовец, 2010.
3. Кузнецов А.В. Язык земли Вологодской. Очерки топонимики. Архангельск: СЗКИ, 1991.
4. Кузнецов А.В. Сухона от устья до устья. Топонимический словарь-путеводитель. Тотьма, 1991.
5. Барсков Я. Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. -СПб.,1912.
6. Македонская Н.М. Церковно-исторический атлас Вологодской области. — Вологда: Древности Севера, 2007. — В 2-х т.т.
7. parishes.mrezha.ru – сайт «Православные приходы и монастыри Севера»

Публикации автора

Краеведческий первоисточник http://soligalich.prihod.ru/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.