В Костромской музей деревянного зодчества «Костромская слобода» пришла беда. Памятники деревянного зодчества, которые в течение почти полувека музейные сотрудники и реставраторы прежних лет со многими трудами свозили в Кострому и здесь восстанавливали, гибнут – на глазах руководства и сотрудников Музея деревянного зодчества «Костромская слобода», руководства департамента культуры и многочисленных его чиновников, чиновников разного ранга в Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области и её подразделений и посетителей музея – костромичей.
И уже есть погибшие – к памятникам, которых музей лишился в прошлые десятилетия – древняя церковь Преображения погоста Спас-Вёжи Костромского района, водяная мельница из деревни Нюрюг Шарьинского района, ветряная мельница «на избушке» из деревни Малое Токарево Солигаличского района, – уже в наши дни добавилась часовня из деревни Юркино Чухломского района (на музейной аннотации почему-то район назван Костромским – «странное сближение»!).
Уже не играет никакой роли – федерального или местного значения эти памятники: «значение» никак не спасает памятники от разрушения или полной утраты.
Посмотрите на дом крестьянина Ершова из деревни Портюг Межевского района.
Вот таким он был в 1978 году.
Таким вы увидите его сейчас, если не боитесь сердечного приступа.
Гнилые водотечники на домах старообрядца Скобёлкина из Стрельникова, начала гнить кровля, на кровле лишайник[1].
И многие кровли домов и хозяйственных построек покрыты мхом или лишайником, а летом иные из них – весёлой зелёной травкой. (Конечно, из дома на улице Советской увидеть всё это «царство зелени» проблематично — тем более с окнами, вечно закрытыми ставнями.)
Разрушены водотечники у чёрной избы из Вохомского района (дом Тарасова), нижние брёвна у крыльца сгнили, протекает кровля зимней избы и хозяйственного двора (повити), в половицах в избе дыры.
Ужасные водотечники у дома Ципелёва из Шарьинского района. Кровля протекает.
А если разрушены водотечники, то значит – гниение срубу обеспечено: вода стекает по срубу, заливает врубку брёвен, доски и бересту гидроизоляционной прокладки между нижним венцом сруба и кирпичным фундаментом.
Практически все хозяйственные постройки в музее пришли в негодность: частично утрачена кровля и видна обрешётка, на оставшейся части кровли – мох.
Все три ветряные мельницы стоят без крыльев!!! Утрачены и другие важные конструктивные детали (большие деревянные вилки, лестницы). У мельницы на столбах — столбы гнилые.
Бани на сваях из Костромского района покрыты только остатками дранки, заросшими мхом; обрешётка оголена, в одной из бань обрушившаяся печь проломила пол.
А ведь когда-то они радовали глаз.
Ведь это же позор! Позор, «на фоне» которого 14 ноября 2017 года глава города Костромы в Государственном академическом Большом театре торжественно принимает свидетельство участника Национального туристического проекта «Золотое кольцо России».
Сайт музея-заповедника «Костромская слобода» гордо и с большим пиететом сообщает: «В мероприятии приняли участие представители северной столицы Золотого кольца – Костромы. В состав официальной делегации вошли директор департамента культуры Костромской области Елена Журина, начальник Управления культуры Администрации города Костромы Татьяна Гачина, директор туристической компании «Водолей» Лариса Пухачева, заместитель директора Музея-заповедника «Костромская слобода» Сергей Пиляк. <…> Глава Костромы Юрий Журин в ответной речи отметил огромную ответственность, которую налагает высокий статус города-участника маршрута «Золотое кольцо». Участие в проекте даёт дополнительные возможности привлечения иногородних туристов и развития внутреннего туризма»[2].
И не догадываются члены «официальной делегации», что ждёт нас печальный итог: ещё несколько лет – и, кроме новых белых мостов и «свадебной поляны» да бурьянов, здесь ничего не останется. И одно действительно привлекательное и познавательное место – для любых туристов – канет в небытие.
На другой странице сайта «Костромской слободы» – кстати, сайта совершенно неинтересного, «равнодушного» – помещено благостное сообщение о достижениях музея-заповедника, в котором всё просто замечательно:
«Одной из самых популярных и самых посещаемых точек всей Костромской области является «Костромская слобода», наш Музей деревянного зодчества, Музей под открытым небом.
Более 115 тысяч посетителей принял музей-заповедник «Костромская слобода» в 2016 году. Примерно половина наших посетителей – гости из других регионов РФ (Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Ярославля, Иваново, Владимира), из зарубежных стран (Франции, Германии, Великобритании, Чехии, Китая…). В это же время «Костромская слобода» является самой популярной точкой для проведения массовых мероприятий для жителей города Костромы. Именно здесь проводится яркая Масленица, зелёная Троица, спектакли Театра под открытым небом и многое другое.
Тысячи и тысячи гостей встречает «Костромская слобода» круглый год, без выходных дней: летом, осенью, зимой, весной»[3].
Бедные-бедные гости «из зарубежных стран»! Какую поразительную картину они здесь видят и что они о нас и о нашей стране думают! Впрочем, об этом несложно догадаться…
Не только памятники деревянной русской архитектуры – здесь всё вопиет о равнодушии, небрежении, отсутствии заботы и сколько-нибудь серьёзной деятельности.
Но какая-никакая деятельность всё же есть: для развлечения «публики» имеется «Тридевятое царство» со сказочными скульптурами, но место ли тут ему – это большой вопрос.
Больша′я часть территории не ухожена, заросла бурьяном, который закрывает прекрасный вид на Ипатьевский монастырь и посреди которого стоят бани и ветряные мельницы. По грязной дороге, ведущей к «Тридевятому царству» и далее, к погибшей часовни из Юркина, сейчас пройти довольно сложно.
В начале сентября на территории музея прошёл праздник казачьей культуры, как сказано на сайте департамента культуры, при поддержке ОГБУК «Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник “Костромская слобода”». О празднике рассказывает очевидица по имени Ирина:
«Мне очень понравился праздник. Но: площадка для показа конной выездки была выбрана неудачно, и – не преувеличиваю – совсем не подготовлена. Кочка-яма, яма-кочка. Было страшно смотреть на лошадей, на всадников. В завершение всего один из них упал. Хоть и там были голоса, что казаки скачут везде, где поле, и что полей ровных не бывает, но тут кажется, что такие экстремальные условия для выездки можно было исключить, хотя бы на праздник. Вообще, Слобода вся такая заросшая, некошеная, поверхность вся в каких-то ямах. На празднике было много пожилых людей, отойдя немного дальше от деревянных дорожек – по пути к угощениям, – они постоянно спотыкались, скользили. Костромичи выступали в самом конце, но из-за того, что ни лавочек, ни стульев практически не было, долго там никто не мог задерживаться, сесть было почти негде. А жаль, концерт вплоть до самого конца был изумительный»[4].
И почему-то на «деревенской» улице на видном месте установлен камень. Надпись на нём гласит: «Музей-заповедник “Костромская слобода” был восстановлен в 2008 году губернатором Костромской области И.Н. Слюняевым». Думается, данное утверждение мало соответствует действительности и к тому же не совсем этично при живом герое этой надписи.
Я поделилась здесь своими наблюдениями и соображениями как рядовая посетительница музея.
А вот как видит современное состояние памятников музея-заповедника и что о нём думает известный архитектор-реставратор Иосиф Шефтелевич Шевелёв, по проектам которого и под его неукоснительным наблюдением были отреставрированы дом Ершова и церковь Спаса из села Фоминского[5]:
«Гибнет на глазах у нас собрание бесценных памятников народного деревянного зодчества Золотого кольца России, одного из первых в России музеев-заповедников. Кровли многих объектов в “Костромской слободе” текут, крыши повреждены, стены поражены грибком, лишайником и плесенью. Сквозь сказочные ветряные мельницы на столбах и избушках проросла берёзовая роща, мельницы лишились крыльев. Крыльца домов рушатся. Великое плотничное искусство народа, так ярко представленное ещё 10 лет назад, безвозвратно исчезает. Слава и гордость Костромы становится её позором. Устрашает равнодушие и духовная слепота сегодняшних владельцев Музея и бездействие государственных служб, призванных не только развлекать туристов, но прежде всего – сберечь сокровища Золотого кольца России.
Иосиф Шевелев.
Ведущий архитектор КСНРПМ с 1953 по 1970 год
Заслуженный архитектор РФ, Почётный академик Российской Академии АСН
Почётный гражданин г. Костромы.
Лауреат муниципальной премии им. академика Д.С. Лихачева
Участник ВОВ 1941-45гг.».
Звучит как приговор.
[1] Не может не вызвать удивления, что в течение многих лет, прошедших после реставрации, дом Скобёлкина (XVIII в.) не открыт для посетителей – до сих пор не представлена в нём обстановка семьи крестьян-старообрядцев. А ведь во многих уездах Костромской губернии жило немало старообрядцев – и, слава богу, продолжают жить и поныне. В наши дни, когда в стране внимание к старообрядчеству заметно возросло, серьёзная экспозиция в доме (обстановка всех помещений дома) и рассказ о жизни и культуре костромских старообрядцев непременно заинтересовали бы туристов. К тому же рядом стоит ещё один дом старообрядцев – из Вохомского района: можно показать общее и отличия в жизни старообрядцев под Костромой и в далёком Вохомском районе, до революции относящемся к Вологодской губернии.
[2] URL: http://kostrsloboda.ru/982-kostroma-ofitsialno-voshla-v-zolotoe-koltso-rossii.html
[3] URL: http://kostrsloboda.ru/726-turpotok-v-kostromu-vyros-za-аgod-pochti-do-milliona-chelovek.html
[4] URL: http://ko44.ru/news/cultura/item/17291-v-kostrome-proshel-bolshoy-prazdnik-kazachey-kulturyi.html
[5] Дом Ершова Иосиф Шефтелевич и выявил во время экспедиции в Межевском районе. По рассказам первого директора Костромского историко-архитектурного музея-заповедника, М.М. Ореховой, И.Ш. Шевелёв был «самым активным архитектором на начальном этапе строительства музея».
А.В. Соловьёва,
научный сотрудник Костромского музея народной архитектуры и быта в 1970-е гг.
Фотографии И. Герасимова, М. Матиас, Я. Субботиной
Ответ заместителя губернатора Костромской области О.Л. Ерёминой на обращения А.В. Соловьёвой к заместителю губернатора Костромской области О.Л. Ерёминой и главе г. Костромы Ю.В. Журину после интернет-публикации текста «Что имеем — не храним, а потеряв — не плачем».
На сайте «Хранители Наследия» вчера опубликован материал «Костромской музей народной архитектуры и антинародной разрухи». См.:
http://hraniteli-nasledia.com/articles/diskussii/kostromskoy-muzey-narodnoy-arkhitektury-i-antinarodnoy-razrukhi/?back_url_admin=%2Fbitrix%2Fadmin%2Fiblock_list_admin.php%3FIBLOCK_ID%3D1%26type%3Darticles%26lang%3Dru%26find_section_section%3D-1
Один из посетителей музея «Ипатьевская слобода», специалист по деревянной архитектуре, увидев, как разрушаются памятники, сказал: «Если немедленно не начать реставрацию, то через пять лет мы их потеряем».
Мы потеряем не только памятники деревянной архитектуры нашего края, не только любимое место костромичей и туристов нашего города, наконец, и ту курицу, «которая несёт золотые яйца», но и часть культурной среды нашего города. Это как из цепочки ДНК убрать несколько молекул, и трудно представить, как изменится и обеднеет весь организм, какие качества он потеряет.
У каждого города есть своя культурная среда, свой культурный код. Он заключает в себе всё, что создали наши предки и современники: это памятники архитектуры, историческая застройка, природный и культурный ландшафт, фольклор. Сохраняя и развивая всё это, мы создаём среду, в которой вырастут будущие поколения, впитавшие этот культурный код, тем самым сохраняя связь и преемственность поколений.
В конце концов, именно за индивидуальность, «лица необщее выражение» костромичи и любят свой город и хотят в нём жить и работать.
Популярная идея — развитие Костромы, как туристического центра. Что ни говори — город Золотого Кольца, колыбель династии Романовых. Много официальных слов сказано власть несущими разного ранга о развитии туризма.
Чиновникам известно, что туристов привлекают памятники. Чем больше в городе памятников, тем более он привлекателен для туристов. Но, к сожалению, значение термина «памятник» чиновники понимают поверхностно, в силу не культурологической, а главным образом, хозяйственной специфики мышления. Которая в случае позиционирования города в качестве туристического центра не может быть первичной. В действительности, туристов интересуют не столько памятники, представляющие собой скульптурные фигуры на постаментах, сколько памятники, неизменные во времени. Свидетельства бесследно прошедших времен. Свидетельства национальной обиходной культуры. Именно таким памятником, притом весьма значимым, является собрание музея деревянного зодчества, ныне именуемое «Костромской Слободой». Непонимание ответственными за собрание чиновниками разного ранга ценности этого собрания, наиболее ценного и туристически привлекательного в городе, и привело к нынешнему постыдному состоянию доверенного им на хранение культурного наследия. Поскольку этот музей очень посещаемый, пренебрежение его памятниками аналогично тому, чтобы не кормить дойную корову. А это уже проявление хозяйственной, иначе, профессиональной, непригодности хозяев. А поскольку хозяев этого наследия и ответственных за сохранность его — целая иерархия, и творится это преступление не в чистом поле, а в рамках действующего законодательства, предусматривающего для данного случая ответственность, как административную, так и уголовную, предлагаю не охать и руками разводить, и не плакать — а делать дело. Каждый неравнодушный человек вправе приложить усилия к решению этой проблемы.
«…дела идут согласно сметы,
хотя по правилам войны,
тут никакие не нужны
сомнительные сантименты.
Мы, недобитые враги,
очкарики- интеллигенты,
даем ненужные советы,
имеем лишние мозги.»
(В.Леонович)
В письмах знакомых и близких людей – костромичей и москвичей – я продолжаю получать отзывы на этот материал. Думается, они не будут здесь лишними.
(27 ноября): «Но я потрясён информацией о состоянии музея деревянного зодчества – до такой степени довести объекты… Ужас!!!»
(27 ноября): «…Пишешь про горькую правду…».
(1 декабря): «Ознакомилась со статьёй твоей по поводу “Костромской слободы”. Очень-очень печальная картина. И статья написана со знанием дела и болью душевной, и фотографии впечатляющие. Ещё более печально, что никому в Костроме нет дела до этой деревни! Вот уж поистине “что имеем – не храним”… А ведь сколько было потрачено сил людских на её создание! И как радостно было созерцать всю эту красоту! Хотелось бы надеяться, что твоя статья вызовет надлежащий отклик и возбудит движение в защиту и спасение погибающей слободы».
(2 декабря): «Что касается преступного бездействия, это компетенция правоохранительных органов».
(11 декабря): «Что касается фотографий Музея деревянного зодчества, то только посмотреть – и тихо заплакать. Там уже и спасать нечего – нужно заново строить».
Очень печально и горько, что наши чиновники от культуры не видят и видеть не желают того, что требует внимания и усилий с их стороны, чтобы вся эта несказанная красота, история наша не канули безвозвратно в вечность.
Антонина Васильевна, Вам огромная благодарность за Ваше неравнодушие , за то, что Вы делаете для всех нас!
Были в музее прошлой зимой. Нашим глазам открылся дивный пейзаж. Сверкающий снег припорошил дома (как выяснилось из данной публикации — руины), блестела подо льдом речка.
Но! жуткий холод! В избах дежурили женщины, закутанные кто во что, их было очень жаль и это несколько остужало наш восторг. Было очевидно, что администрация не проявляет никакой заботы о людях, работающих в экстремальных условиях.
Некоторые избы были закрыты (выяснилось — не хватает смотрителей, что неудивительно). Наши знакомые, посетившие этот музей накануне, в одной из закрытых изб побывали, мы видели фото. Стало быть за одну и туже цену люди получают услугу разного качества.
Но мы старались не думать о плохом в такой красоте!
Налюбовавшись видами, остановились погреться во входном павильоне и тут просто ввалились в безобразную сцену.
Интеллигентная пара со стаканчиками кофе из автомата, стоящего у входа на улице, зашла внутрь. Большая женщина, торгующая в музейном киоске, невозможно громким голосом потребовала покинуть помещение, ссылаясь на инструкцию. Инструкцией оказалась бумажка, приклеенная к автомату, на которой было написано, что с напитками вход воспрещен.
Приличных людей выгоняли на мороз высокомерным, хамским тоном! Мы отказывались верить глазам и ушам. Другие сотрудники, которые находились в служебном помещении, этими ушами даже не повели. Видимо здесь так принято, в одном комменте описан громко матерящийся директор.
Уважаемые! Сейчас люди много ездят и имеют возможность сравнивать. На вас можно подавать в суд за:
а) нанесение морального ущерба;
б) создание негативного имиджа Российской Федерации.
«Раньше думай о Родине, а потом о себе» .
Александра.
Абсолютно согласна с автором статьи , погибает и разваливается памятник архитектуры, музей Костромского деревянного зодчества у нас на глазах. Когда я бываю в Костроме, я всегда приезжаю в это место, где можно отдохнуть душой от суеты большого города, расслабится. Для меня этот музей под открытым небом является символом и гордостью Костромы. Одно из красивейших мест России когда то, сейчас в самом деле влачит не лучшее существование. Очень жаль, что чиновники и управленцы, которые сидят в этом музее, словно не видят всех прорех. Прежде всего прорех в своем сознании. Такое ощущение, словно этот музей никому не нужен . А ведь здесь постоянно проводятся праздники, народ очень любит это место. Я так думаю, что этот музей является источником неплохого дохода (вход для взрослого в районе 100-150 рублей) не только для администрации музея, но и для города, области.
Это словно затерянный мир , мир нашего прошлого, наследие наших предков, где еще можно побыть наедине с самим собой, обратится к памяти своего народа. А тут знаете ли волей неволей задумаешься о безопасности своего обращения к предкам. Так и гляди, какая нибудь избушка упадет тебе на голову.
Я немало объездила мест, в том числе была в музее деревянного зодчества под открытым небом в Синячихе (Свердловская область). Надо заметить, в отличии от костромского музея, тот находится в достаточно приличном состоянии, хотя и находится глубоко глубоко в области, около 150 км от Екатеринбурга. Любо-дорого посмотреть, постройки все содержатся в образцовом состоянии, внутри домиков чистенько и светло, посетители разуваются,в домиках ходят без обуви для того, чтобы сохранить оные. Музей конечно меньше по размерам, но в каком порядке содержится- пример для администрации музея «Костромская слобода». В следующий раз мне будет очень приятно туда заглянуть. Плюс очень интересный интерактив — есть при том музее конный двор, можно на конях покататься, покормить коников. Причем надо заметить вход в музей значительно дешевле, около 15 рублей в домик. А по территории музея можно ходить свободно! Делаем вывод, что все таки вопрос по содержанию музея- в активности и настроенности администрации музея защищать и облагораживать и поддерживать в нормальном состоянии вверенный им объект!
Статья справедливая и актуальная. Музей деревянного зодчества начали создавать в конце 60-х. За прощедшие годы он сильно вырос и в количественном и в качественном отношении, но из-за безответственного отношения многие раритеты этого музея ушли в небытие, а оставшиеся в плачевном состоянии. Но что уж говорить о беззащитных от погодных условий и пожаров деревянных строений, если и каменное угловое здание на ул.Чайковского, представляющее архитектурно-историческую ценность, рухнуло прямо на глазах туристов, снявших на видео это крушение, и это видео стало хитом Интернета! Правда, туристы, к сожалению, бывают очень разные. Одни действительно интересуются архитектурой, историей, культурой, другие (знаю их опыта своей работы экскурсоводом) понимают свой туризм как исключительно развлекалово самой невысокой пробы. Похоже, что наши власти взяли курс на удовлетворение потребностей именно этой части туристов: гостиницы, отели, рестораны в полном порядке, а вот памятники культуры и истории подождут!
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
— Я поведу тебя в музей! —
Сказала мне сестра.
В стихотворении С..В. Михалкова речь идет о музее В.И.Ленина, который находится в столице нашей Родины — Москве.
У нас , костромичей, есть свои музей, про который » вопиет»статья А.В. Соловьевой» Что имеем — не храним, потеряв — не плачем» — музей деревянного зодчества.
Если вы хотите посмотреть на то, что осталось от музея — бросайте все и бегите туда, скоро от него ничего не останется!
Худые крыши на домах вот — вот провалятся, в одной из бань пол уже проломлен обвалившейся печкой, амбары покосились….. и за просмотр этой разрухи администрация не стыдится брать 150 рублей, а на сайте музея админ пытается изобразить совершенно противоположную картину — » Наш музей работает для вас, десятки тысяч гостей города посетили наш музей…» Администрация «деревянная» у музея деревянного зодчества…
Так сложилась моя жизнь, что искусство деревянного зодчества я увидел только здесь, в Костроме. Всякий раз, когда бываю там, не перестаю удивляться мастерству безвестных виртуозов топора, создававших уют, красоту и гордость нашего Русского Севера. Тем больнее, что сохранённые и собранные здесь шедевры подвергаются варварскому небрежению со стороны тех, кто прямо обязан, если уж не приумножать(на это, точно, они не способны!), то хранить и изучать ярчайшую сторону жизни наших пращуров. Скажут — Денег нет! Врёте, не такие уж деньги нужны! Другого не хватает — желания и компетенций. И совести. Вместо помпезных собраний, обмена должностями, грамотами и побрякушками занимались бы прямым делом — и пошло бы!
И про памятный камень. Предложил бы я его на могилу героя, но конкуренция большая. Есть ещё камень о начале строительства моста от того же ироя; наверное, у «Зенит — арены» скоро ещё один будет установлен; теряешься указать, который более заслужен…
Антонина Васильевна, спасибо за неравнодушие. Чего не скажешь о чиновниках от культуры Костромской области, которые допустили подобный разор. А администрация музея почему не бьет во все колокола?
И на камнях растут деревья, как известно. А тут деревянное зодчество. Дерево самый непрочный и недолговечный материал. А если за ним не следить, то вообще. Тому подтверждение деревянные строения Костромской слободы, почти сплошь покрытые мхом. Мох сам по себе древнее и красивое растение. Но не тогда, когда он жирует на древних крышах. Это как же можно так не любить свою работу, уважаемое руководство уникального костромского уголка?!
Полностью солидарна с автором статьи. Огромное спасибо, Антонина Васильевна! У самой чесались руки написать о «культурном безобразии», расцветшем в Костромском музее деревянного зодчества «Костромская слобода. Кстати, если рассматривать этимологию слова «махровый», то можно отметить, что словом «махра» наши предки называли мох. А существительные «мохряк», «мохрячка» означают «оборванец», «неопрятный в одежде человек». И если сейчас рваные одежды древних домов снег украшает серебряномохрыми подзорами, то по весне, летом и осенью взглядам туристов открывается ужасающая картина запустения. Похоже, сотрудники городской и областной администраций и не заходят в стоящие без стекол деревенские избы с дырявыми крышами, где давно не было ремонта. И обращаться за помощью к ним, кажется, бесполезно — они заняты более важными проблемами. А зачем? Посещаемость у музея отличная. Наверняка деньги текут рекой, которая пошире и полноводней, чем прекрасная Игуменка. А что до туристов, которые с недоумением и сожалением изучают «славу и гордость Костромы, превращающуюся в ее позор, так ведь не до них. «Ходют, смотрют», и ладно. Причем не только смотрят, но и слышат. Причем отчетливо… мат. Да-да!!! Ковыляю я как-то на каблуках по дурацкой музейной булыжной мостовой, сделанной по приказу предыдущего губернатора, и слышу отборную матерщину. «Не в мой ли адрес?», — испугалась я. Нет, не в мой. Но мне стало не легче. Приличный с виду мужчина-директор «по-отечески» отчитывал своих сотрудников. Говорят, раньше на Руси сквернословящего человека подвергали публичной порке. Может, все-таки нашим чиновникам от культуры инициировать комплексную проверку «Костромской слободы»?..