Э.К. Донцов, ГИ. Караськов, П.П. Щербинин, В.А. Гречухин
Подводя итоги всему, что было сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутье пропорций, понимание силуэта, декоративный инстннкт, нэобретательвость форм — словом, все архитектурные добродетели — встречаются на протяжении русской истории так постоянно и noBcwecTHO, что* наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа.
И. Э. Грабарь
I. «ВОЗЛЕ ЛЕСА ЖИТЬ..»
Дерево — это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории. Лес был когда-то первым прибежищем человека, его домом. Из дерева человек изготовлял первые орудия труда, из веток и стволов дерева разводил согревающий его костер, с дерева срывал плоды, ветки дерева служили ему постелью. Невозможно представить древнего человека без леса, без деревьев и всего того, что они давали ему. Из века в век человечество развивалось, достигало все новых высот познания, вершило социальные и экономические преобразования, создавало новые, небывалые материалы, но лес и его дары по-прежнему оставались рядом с человеком. Недаром в пословице говорится: «Возле леса жить — голода не видеть».
И по сей день украшают нашу планету узорные деревянные сооружения древнего японского города Киото, хранятся в памяти человечества бороздившие океаны деревянные корабли викингов и испанские каравеллы, стоят на Русском Севере редкостной красоты крестьянские дома. Сказочным видением кажутся сегодня храмы древнего погоста Кижи на Онежском озере, поражают своей таинственностью скульптуры из черного дерева и резные ритуальные маски Африки.
В истории нашей страны в хозяйстве, строительстве, во всем быту России дереву всегда принадлежала особая роль. «Дерево во всех его разйообразных бытовых формах — от зыбки и игрушки до гроба и могильного креста — сопутствовало народной жизни. Трудовая рука крестьянина всегда находилась в связи с деревом: руби ла, пилила, строгала, тесала, вырезала. Дерево играло роль хлеба в хозяйственно-бытовой жизни, и народное прикладное искусство развивалось и процветало, имея дерево своей постоянной и главной материальной основой», — писал один из первых исследователей народного искусства В. С. Воронов в книге «О крестьянском искусстве».
При обилии дерева на Руси его всегда применяли для строительства и других целей очень рационально, с учетом свойств и качества древесины.
Известно, что вплоть до XIX в. строительство на Руси было преимущественно деревянным. Созданные в последнее время музеи народного зодчества и быта под открытым небом (в Юрьеве под Новгородом, под Костромой, Малые Карелы под Архангельском, в Суздале, в Горьком и во многих других местах) — это воистину академии строительства и архитектуры в дереве, предметные уроки того, как можно и должно обжить «лесную природу», заставить ее органически работать на человека, создать полноценную среду его обитания и наполнить ее эстетическим смыслом, пользуясь одним- единственным материалом — лесом.
Из всех пород леса на строительство в первую очередь шли хвойные: сосна, лиственница, ель, которые, как правило, имеют стройные вытянутые стволы без особых пороков, а обилие смолы в них предохраняет конструкции от загнивания. Сосна была и остается самой распространенной древесной породой на территории Русского Севера. По своим качествам близка сосне лиственница. Она более устойчива к сырости, поэтому из нее старались сложить хотя бы нижние венцы, если не было возможности построить из этого дерева здание в целом.
Ель хуже других хвойных пород сопротивляется влаге, ее предпочитали использовать для внутренней отделки.
Осина при всей своей непрезентабельности известна как порода, дающая лучший лемех — детали кровли, не поддающаяся ни дождям, ни ветрам, ни зною. Под влиянием погодных условий происходит ее упрочнение, со временем она приобретает вид благородного серебра, и народ умело использовал это качество дерева. Терпеливо топором вытесывалась замечательная кровля, похожая на кольчугу. Из осины также рубили срубы, настилали полы, делали мебель и домашнюю утварь.
Разную древесину когда-то пробовали люди, мастеря колодцевые срубы, но лучше осины на сруб нет дерева. Сила да стойкость к влаге у древесины отличные. Наверное, потому, что сама растет в местах низменных, заболоченных, а значит, приучилась с первого годового кольца противостоять затхлости. В колодцах, срубленных из осины, вода во все времена года вкусна и свежа.
Для изготовления домашней утвари, мебели, декоративных изделий с давних пор широко применялись липа, береза, тополь, ольха, клен и ряд других более ценных пород древесины.
Липа особенно хороша для столярных и мебельных работ. Лучшего материала для резьбы не сыскать. Золотым веком для липы были XVII и XVIII столетия, когда церкви, дворцы знати, мебель великолепно декорировали изумительными по мастерству резными орнаментами.
Но, пожалуй, больше всего на Руси любили березу. Древесина ее широко применялась в строительстве, архитектуре и быту.
Недаром в народе говорят, что краса дерева не тускнеет, тем самым выражая искреннюю любовь к дереву.
Для костромского мастера, жившего в лесу и хранящего глубокие традиции обработки древесины от дуба и можжевельника до ивовых прутьев и лыка, широкое поле древесины на предмете имело большой эстетический интерес и ценность как раскрытие и любование естественной текстурой дерева. Это качество отличало костромского мастера от других регионов обработки дерева. Но этим ли объясняется скупость резных украшений на поверхности деревянных изделий?