Ольга Колова. СЕЛО МАТВЕЕВО…
Школа в селе Матвееве основана в 1851 г. Первоначально она являлась приходской и имела статус училища. Устроено училище было в имении княгини Е. Репниной и её дочери Г. Кривцовой, купленном у них государством — «казной», как говорится в документе. Открылось оно с разрешения Министерства для обучения государственных крестьян. Наставником в училище был определён студент Костромской семинарии Александр Вознесенский.
В 1865 г. здесь была открыта светская четырёхлетняя начальная школа.
Поурочный журнал за 1874 г. сохранил для нас фамилии и имена учителей того времени: Николая Соболева, Павла Яковлевича Понизовского, Серафима Анисимова, целой плеяды Левашовых (Инны, Александра, Евгения), Екатерины и Владимира Дубровиных. Долгие годы в памяти матвеевцев и жителей окрестных деревень хранились воспоминания о лучших учителях тех лет: об отце П. Понизовском и о братьях Знаменских.
В то время в каждом классе школы насчитывалось более 30 человек. Из дальних деревень детей привозили на лошадях, а многие приходили и пешком, вставая затемно, чтоб успеть к урокам. Многие родители хотели, чтоб их дети научились грамоте, но не всем это удавалось из-за множества домашних крестьянских забот.
Большое внимание в школе уделялось письму, счёту и чтению. Сохранились в памяти жителей и фамилии учителей, преподававших в начале двадцатого столетия. Это Н. В. Зернов и Е. Н. Румянцева.
В 1919 г. отменили преподавание Закона Божьего. В 1928 г. школа стала семилетней. Семилетняя школа колхозной молодёжи, или ШКМ — как называли её в первые годы советской власти.
Документы тех лет говорят, что в 5—6 классах обучалось 62 ученика. Директором школы был В. Г. Тихомиров. Учителем физики и математики — В. И. Власов; истории — А. А. Басаргин; естествознания — А. В. Никольский; литературу и русский язык преподавали Е. В. Никольская и С. А. Зайцева.
К 1936 г. в школе была большая наполняемость классов: в первом классе, например, насчитывалось 42 ученика, так как в это время в Матвеевской школе обучались дети из многих сёл и деревень района. На каждый класс начальной школы был свой учитель. Не хватало учебников и школьных принадлежностей. Иногда на целый класс был один учебник, имевшийся у учителя, и ученики изучали предмет по тем записям, которые успевали сделать со слов учителя во время урока. Не хватало и тетрадей. Писали самодельными чернилами, изготовленными из сажи и травы толокнянки. После уроков выдавали бесплатно на каждого ученика 200 граммов хлеба.
В 1941 военном году в наш район прибыли эвакуированные дети из блокадного Ленинграда. В Матвеево была эвакуирована городская школа № 91. Классы были переполнены, поэтому учились в две смены: младшие — в первую, старшие — во вторую. Были параллельные классы: класс местных детей, и параллельно — ленинградцев.
Уроки готовили при коптилках. А поскольку не было спичек, зажигали фитили от угольков, оставленных в печах. В сентябре, в период уборочных работ, школьники работали в колхозах: теребили лён, копали картошку, заготавливали корма для животноводства. Дрова для отопления школы заготавливали сами же школьники. Была даже установлена норма для ученика: два кубометра дров.
В 1943—1946 гг. школа стала средней. Большим авторитетом пользовалась учительница русского языка и литературы Варвара Павловна Зернова. Замечательный человек, принимающий активное участие в жизни села, коммунист, талантливый пропагандист и агитатор, Варвара Павловна, проработав в Матвеевской школе более 40 лет, заслужила особую любовь и почтение у жителей села. Она была награждена медалью «За доблестный труд» и орденом Ленина.
В начальных классах школы отлично преподавали Мария Михайловна Никольская и Августа Ивановна Абрамова.
В 1946 г. эвакуированные дети вернулись в Ленинград, и школа вновь стала семилетней. Учителей с высшим образованием осталось только двое. Экзамены учащиеся сдавали в Парфеньевской школе.
Директором школы в военные годы была Августа Алексеевна Избекова. После войны директором школы стала Мария Петровна Шинёва, преподававшая историю.
С 1950 г. школа начала пополняться учителями с высшим образованием. Прибавилось и учеников, вновь возникла необходимость делать параллельные классы. В 1950-е гг. было четыре пятых класса, занимавших даже отдельное здание, называемое из-за некоторой отдалённости от других зданий и по сей день «камчаткой». Три класса было шестых и два класса седьмых. Директором школы был Виктор Иванович Карандин, завучем — Мария Яковлевна Мусина.
В 1955—1956 гг. школа вновь становится средней, какой и остаётся до настоящего времени. Первый выпуск был в 1956 г. Выпускники с благодарностью вспоминают учителей тех лет. Особую благодарность и уважение заслужил В. И. Карандин, так много сделавший для школы. Его заботами была введена кабинетная система занятий, был установлен радиоузел и проведено в школу электричество. Добрым словом вспоминают Александра Ильича Степанова, под руководством которого был заложен хороший школьный сад и устроен цветник у школы.
Прочные знания давали Евдокия Ивановна Степанова; Мария Яковлевна Мусина — математик, являвшаяся лучшим учителем тех лет; Клара Николаевна Золотникова — филолог; Валентина Александровна Базанова — учитель немецкого языка; Игорь Валерианович Кислёнков — физик; историки Альбина Николаевна Коновалова и Виктор Иванович Карандин; Анна Ивановна Чистякова — биолог и географ. Все учителя старались не только дать ученикам хорошие знания, но и своим личным примером, добросовестным отношением к работе воспитать из детей хороших, добрых и полезных обществу людей.
В эти годы в школе велась активная общественная и культурная деятельность. Так же активно учащиеся помогали колхозу: летом на заготовке силоса, осенью — на уборке льна и картофеля. Занимались выращиванием кукурузы и кролиководством.
Зимой 1961 г. в школе случился пожар, и основное здание полностью сгорело. Учебные занятия вынуждены были проводить в интернате и в Доме культуры.
В шестидесятых годах Евгений Васильевич Мусин, вступивший тогда в должность директора школы, приложил много сил и старания к тому, чтобы была построена новая школа.
В конце 1950-х гг. в школе были введены уроки машиноведения. Первоначально преподавателями были специалисты колхоза, однако по причине их занятости занятия проходили нерегулярно. Но в 1959 г. вновь образовавшийся совхоз направил для постоянной работы в школе опытного механика Николая Николаевича Черняева, ставшего заместителем директора по производственному обучению. И к 1963 г. дело это было поставлено так, что школа стала официально именоваться «школой с производственным обучением», а уроки по сельхозтехнике явились здесь обязательным предметом для учащихся 9-х и 10-х классов.
Стараниями Н. Н. Черняева был оборудован прекрасный кабинет машиноведения.
В 1964 г. в Матвеевской школе была создана первая в районе производственная ученическая бригада. Работала она на постоянной основе. Ученики старших классов зачислялись в неё в обязательном порядке, а восьмиклассники — по желанию (лишь те, кто в дальнейшем хотел остаться работать в совхозе).
Бригада делилась на звенья: животноводческое, полеводческое и опытное, поскольку велась здесь и опытная работа. Полеводческие работы проводились с учётом всех технологий. На участке бригады, как и на полях совхоза, неукоснительно соблюдался семипольный севооборот, пахались поля под пар. Бригадой заготавливались и корма для ферм: сено, веники для овец. Первым бригадиром производственной ученической бригады стал Валерий Борисович Смирнов. Охват работ бригады был большой: ребята работали не только в Матвееве, но и в Ильинском, Костылёве, Тихонове. Руководство совхоза было довольно такими помощниками. Об итогах проделанной работы бригада ежегодно «рапортовала» в район и по этим результатам много лет, начиная с 1964 г., держала первенство среди бригад района, а в области занимала призовые места.
Летом на базе школы организовывались лагеря труда и отдыха. Девушки трудились на фермах, юноши работали на тракторах — как на совхозных, так и на своих школьных. В школе имелось три трактора: два колёсных и один гусеничный.
В учебной программе важное место занимали занятия по сельскому хозяйству. Помимо всех марок тракторов, школьники изучали марки и сельскохозяйственных машин, включая комбайны.
На уроки приглашали специалистов совхоза, которые знакомили ребят с агротехникой и зоотехническими знаниями, опытнической работой. Для приёма экзаменов приглашалась комиссия, сформированная в сельхозуправлении района. По качеству знаний ученика присваивалась квалификация «тракторист-машинист 3-го класса» или «сельский механизатор». Благодаря этим знаниям и навыкам немало ребят оставалось работать в сельском хозяйстве в Матвееве и других хозяйствах района.
Школой был подхвачен почин «С комсомольской путёвкой — на ферму». Девушки-одноклассницы: Валентина Григорьева, Людмила Строгалева, Евгения Хитрова, Надежда Федосова, Надежда Лебедева — после окончания школы создали бригаду и остались работать на молочной ферме в селе.
С 1985 г. девушкам стали преподавать основы животноводства; им присваивалась квалификация дояров машинного доения.
Н. Н. Черняев руководил производственным обучением в школе до 1991 г., вкладывая в работу весь свой опыт и энергию души. Николай Николаевич был энтузиастом своего дела и служил примером для своих учеников в обращении с техникой. Сейчас производственное обучение в школе ведёт его ученик Павел Николаевич Белов.
Школа гордится тем, что в её стенах учились такие замечательные люди, как Николай Павлович Понизовский — доктор медицинских наук; Николай Кузьмич Малютин — посол в Персии, консультант по экономическим вопросам в министерстве энергетики; Николай Иванович Смирнов — адмирал, командующий Тихоокеанским флотом; Иван Михайлович Груздев — заместитель председателя Госплана РСФСР; авиаконструктор Н. К. Платов; член Союза писателей России, автор множества книг прозы, руководитель Ярославской писательской организации Юрий Серафимович Бородкин.
Гордость Матвеевской школы — её медалисты. В 1965 г. с золотой медалью закончил школу Алексей Кузнецов; в 1966 г. — Станислав Шинёв. С серебряными медалями закончили школу Алексей Костров (1957 г.) и Надежда Комарова (1968 г.).
В начале восьмидесятых директором школы был Юрий Павлович Шаров — учитель биологии. В 1984 г. его сменила Галина Константиновна Кострова.
В 1997 г. в школе обучалось 90 человек. Наполняемость классов была уже небольшая. Учительский коллектив состоял из 21 человека. В это время в школе работали опытные педагоги, имеющие большой педагогический стаж: Галина Константиновна Кострова, Татьяна Павлиновна Ковалёва, Мария Михайловна Косарева, Александр Владимирович Костров, Николай Павлович Ольнёв.
Ветераны учительского труда Г. К. Кострова и М. М. Косарева и сегодня учат детей, являются опытными педагогами-наставниками. Но сам учительский коллектив за десятилетие сократился вдвое и на 2008—2009 учебный год составил лишь 12 человек. Количество учащихся за тот же период времени сократился в три раза (до 32-х человек).
Выпускников-одиннадцатиклассников — пятеро; первоклассников — двое. В 2008—2009 учебном году не набралось учеников в восьмой и в десятый классы.
Ежегодное сокращение количества учащихся ставит школу под угрозу перевода из средней в основную (9 классов) или начальную и является причиной неполной загруженности учителей. Неуверенность, неопределённость в завтрашнем дне угнетает людей, но педагогический коллектив во главе с директором Ольгой Сергеевной Козловой прилагает все силы для того, чтобы детям было хорошо, уютно и интересно в школе; учителя стараются дать им прочные знания, умения, навыки, необходимые в дальнейшей жизни.
Многие из выпускников школы поступают в высшие учебные заведения, оставаясь глубоко благодарными своим учителям за качество обучения. Учителя рады успехам выпускников. Особую радость и гордость их составил выпуск 2007 г., когда двум выпускницам школы — Алёне Завьяловой и Анне Батмановой — были вручены серебряные медали.
Большое внимание в школе уделяется внеклассной работе с детьми. Завуч по организации воспитательной работы Вера Александровна Жданова вкладывает много сил и энергии в дело патриотического воспитания детей через изучение истории и традиций родного края. В 2007—2008 учебном году школа принимала участие в региональном проекте «Растим патриотов России». Старались не зря: школе был вручён грант — 500 000 рублей. Это денежное поощрение дало возможность обеспечить школу новым компьютерным оборудованием: были куплены новые компьютеры, сканер, принтер, факс, ксерокс, компьютерная мебель. Была частично заменена мебель в школе. Купили музыкальную аппаратуру и тренажёры для спортивного зала, приобрели швейную машинку для уроков трудового обучения девочек.
Следуя выбранному направлению, учителя организуют встречи с интересными людьми села, в школе составляется альбом «История моего села». Постоянно поддерживается связь с ветеранами, составляется даже совместный план работы с местной ветеранской организацией. Активно ведётся тимуровская работа, в которой задействованы практически все школьники. Традиционными стали благотворительные акции «Дорогой добра» и «Вместе поможем ветеранам».
На базе школы с 2002 г. работает историко-краеведческое объединение «Истоки», руководителем которого является опытный историк-краевед Мария Михайловна Косарева — педагог Дома детского творчества. Свои работы юные краеведы посылают на районные, областные и даже на Всероссийские конкурсы. Ребята ведут исследовательские работы по истории сёл и деревень, пишут о семейных династиях, жизни ветеранов. На занятиях школьного краеведческого кружка ребята младшего и среднего возраста под руководством Ирины Александровны Смирновой собирают материалы по истории села.
Одна из школьных традиций — проведение вечеров встречи с выпускниками школы. Многие годы это мероприятие проводилось 2 февраля, когда основная масса студентов находилась на каникулах. Позднее, по желанию бывших учеников школы, традиционные встречи стали проводиться в первую субботу августа, когда и студенты, и большинство работающих выпускников школы находятся на отдыхе в селе. Особенно памятно проходят встречи выпускников юбилейных выпусков. В школу в этот день пообщаться со своими бывшими учениками приходят и учителя-ветераны.
← пред. | содержание | след. →
Спасибо
До 1918 здесь работали мои моя бабушка Инна Арсеньевна Левашова (Бурчевская по мужу ) и ее братья Евге5ий и Алексей(Александр?!)
Отец мой Бурчевский С.В.их искал,но был репрессирован ( с 15 лет ушел с реального училища в «революцию» и был потом пограничник с 1924 г.пеового Ленинского призыва и после ранения в конфликте КВЖД в 1929 контразведчик ) Репрессировпн в 1933 а потом илашеря до 1943 и конечно следы родителей потерялись
Дед Лесничий Кологрива погиб защищая русский лес в 1918; потерялись и следы бабушки Инны учителю школы с Матвеевского гдето в Сибири под Славгородом ныне Алтайского края
Сегодня праздник памяти моей семьи
Спустя 105 лет мы нашли их
Отца давно нет. Я стал учителем а потом психологом и занимаюсь новой наукой девиантологий автор метода диалектической девиантологии ( 2009)
15 лет отработал в Москве сейчас на даче в Ставрополе. Внучка и жочь похожи на мою бабушку их пра и пра пра бабушку Инну Арсеньевну Левашову
Нашел и запись о отце бабушки
это почетный житель -мещанин г.Кологрива Арсений ФЛОРович Левашов
Его брат священник был гастоятель храма выпускник Костромской духовной семинарии