Из истории города Пучеж

Из истории города Пучеж

Киселев, Олег Михайлович «Очерки истории старого Пучежа»
(фрагменты из книги)

Почему же Пучеж Пучежем называется?

Более 400 лет стоит на берегу Волги Пучеж. Небольшой городок, районный центр, он никогда не был крупным административным центром — ни княжеским, ни уездным. Даже сейчас, заглянув в старые справочники, нет-нет да и назовут его приезжие то «поселком», то «посадом», а то начнут искать несуществующие церкви, которые исчезли вместе со старым городом при строительстве Горьковского водохранилища в 50-е годы.

Пучеж

Действительно, до 1918 года Пучеж не был городом, а посадом Юрьевецкого уезда Костромской губернии. Таковым он значился с 1793 года, когда указом императрицы Екатерины II слобода Пучеж переименована в посад. Впрочем, стабильной нормы написания в XVIII веке не было. Писали и «слобода Пучеж», и «Пучежская слободка». В XVI — XVII веках именовали поселение «Пучецкой слободкой». Происхождение названия Пучеж можно рассматривать как с легендарной, так и с научной точки зрения. Назовем все известные нам версии.

Начнем с классической. Предание гласит — «Жили-были два брата Пуд и Чиж, поселились они на месте будущего города и назвали в честь их поселение Пучеж».

Есть и другая легенда — «Жил-был разбойник Пучинский, нападал он на проезжих купцов, грабил и топил в глубокой пучине на Волге. В честь этого разбойника и его «пучины» назвали поселение Пучецким». Наиболее популярна среди местных жителей версия о топком, болотистом грунте в районе Пучежа. До сих пор есть в Пучеже такие «пучины», где нельзя строиться, все уходит в землю, круглое лето стоит в низинах вода. Имеет хождение и такая этимология названия города. Старожилы Пучежа хорошо помнят о капустном промысле. На заливных лугах, на островах в пойме старой, до затопления, Волги выращивали пучежане капусту, сами ели, а также продавали, солили, квасили. Так вот, «пучечня», согласно Владимиру Далю, бочка с квашеной капустой. Может быть и этот промысел связан с названием слободки «Пучецкая». Значит, такая, где в бочках капусту квасят.

Что касается версий научных, то топонимист В. Никонов связывает слово Пучеж с марийским «пуча» — олень. До сих пор отголоски поклонения оленю остались в наших местах. На Ильин день, 2 августа говорят: «Купаться нельзя, олень в воду рога опустил». Маленькие дети, увидев лося, называт его олень. Действительно, наша местность до прихода сюда славян в X веке н.э., была заселена финскими народностями, меря, мурома, мари, поэтому название реки Пучеж произошло от финских слов «пучи», «пуча». Гидронимы же (названия рек) предшествуют обычно топонимам, т.е. название реки Пучеж (так раньше называлась текущая в центре города река Пушавка) и могло дать название поселению — Пучежская слободка. Хотя вполне реальны и версии о «пучинах» на топком, болотистом месте и глубоких омутах-«пучинах» на реках Пучеж и Волга.

Церкви ѴІ-го Юрьевецкого округа Костромской губернии

Церкви старого Пучежа

В связи со строительством Горьковской гидроэлектростанции и созданием водохранилища Пучеж был перенесён на новое место, были разрушены все храмы — (6 церквей и 3 колокольни), имевшие интересную историю и являвшие собой замечательные памятники архитектуры, придававшие городу неповторимый облик.
До своего закрытия в 1930-е годы в Пучеже были следующие церкви:
1. Соборный приход: зимняя каменная «Никольская» церковь, летняя соборная церковь «Преображения Господня».
2. Нагорный приход: зимняя соборная церковь «Преображения Господня», летняя каменная церковь «Успения Пресвятой Богородицы».
3. Заречный приход: зимняя каменная церковь «Рождества Пресвятой Богородицы», летняя каменная церковь «Воскресения Христова».

(Юрьевецкий уезд)


Соборный приход

Холодная деревянная церковь Преображения Господня, по всей видимости была первой Пучежской церковью, о которой имеются сведения. Время основания её неизвестно, есть сведения, что, будучи деревянной, она сгорела около 1612 года. Спасена была только икона Казанской Божьей матери с изображением чудес. След этой иконы теряется в начале 30-х гг. XX века.

Следующая, также деревянная, холодная Преображенская церковь, была построена на месте сгоревшей около 1612 года. Она сгорела во время большого пожара в 1773 году, но все иконы и церковная утварь были прихожанами спасены.

По данным писцовой книги 1676 г. в посаде стояли две деревянные церкви: холодная во имя Преображения Господня, с приделами Пречистой Богородицы Казанской и Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также тёплая Николаевская церковь.
Холодная церковь рублена на четыре угла с прирубами (отдельно срубленными приделами), единственная очень большая глава обшита чешуей. По ней Пучеж получил прозвище «Пучеж — большая глава». Около церкви и трапезной стояла деревянная колокольня, крытая тесом.
Ещё до пожара 1773 года, в 1758 году была заложена новая каменная церковь Преображения Господня. Главный престол был освящен 8 сентября 1795 года, 9 сентября того же года — придел Казанской Божьей матери и 10 сентября — придел Иоанна Предтечи.Каменную колокольню при ней построили в 1791 году, высота её с крестом составляла 24 сажени (30 метров). На колокольне висели 12 колоколов: 475 пудов, 306 пудов, 162 пуда, 71 пуд, два по 33 пуда и 6 меньшего веса. Один из двух колоколв весом 33 пуда старинного литья. Когда при Путре I снимали колокола для литья пушек, пучежане сняли этот колокол и, чтобы он не пошёл на переплавку, утопили в Волге. После окончания войны со шведами колокол вновь был поднят на колоколюню. Теплая Николаевская церковь построена, вероятно, раньше холодной.
В 1721 году пришедшую в ветхость деревянную Николаевскую церковь с приделом Афанасия Александрийского было разрешено разобрать, в том же году была построена новая, также деревянная. Она сгорела во время пожара в августе 1773 года. В мае 1775 года заложили Николаевскую церковь, освящённую 7 сентября 1776 года. Первоначально она была крыта тесом и имела одну главу. В 1799 году была перекрыта железом и сделано 5 глав. Вокруг всех этих церквей была каменная ограда с железными решетками. Указом Костромской Духовной Консистории от 2 июня 1916 года церковь Преображения Господня разрешено было именовать «соборной», то есть главной в Пучеже.8 ноября 1931 года церкви прихода были переданы Пучежскому горсовету. 19 и 20 ноября все железные памятники и кресты с кладбища были увезены на переплавку. 22-28 ноября с колокольни сбросили колокола, а в церквях выломаны чугунные полы и сданы туда же. В январе 1932 года с Никольской церкви были сброшены главы. В 1935 г. сняли главы с церкви Преображения Господня и с колокольни.


Нагорный приход


Зимняя церковь Преображения Господня основана не позднее середины XVII века. В писцовой книге 1676 года говорится: «Погост Преображенский, на погосте церковь деревянная (двухэтажная — О.К.); вверху Преображения Спасова, да в приделе Успения Пресвятые Богородицы, да Николая Чудотворца, рублена четырехугольная с трапезою, верх шатровый… В исподней церкви Алексея человека Божия престол облачен крашениной, а в приделе св. Мученицы Параскевы…

Эта церковь сгорела в ночь с 14 на 15 января 1770 года. В 1776 году на ее месте купцом Петром Ивановичем Иконниковым строится каменная церковь Преображения Господня с приделом справа в трапезе св. Апостолов Петра и Павла. В 1783-84 гг. был устроен слева придел Алексея человека Божия. Каменная колокольня построена в 1793 году.

Холодная деревянная церковь была построена в 1713 году во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1836-37 гг. по ветхости она была разобрана и на ее месте в 1837-1844 гг. возведена каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы с двумя приделами: по правую сторону — Святителя Дмитрия Ростовского, по левую — св. Великомученицы Екатерины.
В 1933 г. в связи с запрещением колокольного звона в районе с колокольни прихода были сброшены и разбиты колокола. Летом 1934 г. было принято решение Горсовета о том, что летний храм Успения Богородицы изымается у церковной общины. Прихожане послали жалобу на это в Ивановский облисполком, оставленную без ответа.

13 сентября (по старому стилю) 1934 г. храм заняли под склад овса и льносемян. В феврале-июле 1935 г. сняты кресты и купола с глав. В таком виде, без глав, церкви простояли до их разборки в связи с затоплением территории города.  


Заречный приход

По писцовой книге 1676 года говорится, что «под Пучецкою слободкою, на выгонной земле, на реке на Волге и на берегу реки Пушавки монастырь Пушавинская пустынь. Церковь деревянная Воскресения Христова, а в приделе Тихона Амафунского чудотворца, а другая церковь деревянная Пречистые Богородицы Казанские. Обе церкви рублены с трапезами на четыре угла, главы круглые, а на другой крест на ряжах (небольшом срубе — О.К.) поставлен. Колокольня рубленная».

Время основания монастыря неизвестно, но известно, что в 1645 г. монастырь уже существовал. До 1932 г. в церкви бывшего монастыря имелось Евангелие, напечатанное при царе Михаиле Федоровиче и патриархе Иоасафе, со следующей надписью: «В лето 7153 (1645 г.) марта в 30 день по обещанию приложил сию книгу, глаголемую Евангелие к церкви Пресвятые Богородицы Казанские Пушавинского монастыря черный старец Симеон, от того Пушавинского монастыря, при старце черном попе Антонии, да при старце Валааме, да при старце Корнилии, да при старце Андрее, да при старце Агафнике. Сея книгу глаголемою Евангелие никому из дому Пречистые Богородицы Казанские не имать, и не пропить и не заложить, а кто буде ж сию книгу вынесет из дому братской Богородицы, или пропьет, или заложит и тот да будет анафема; а за сей приклад поминать родители его старца Симеона, а по смерти ево — старца Симеона, а при животе его поминать за здравие; а подписал сию книгу, глаголемою Евангелие, по его, старца Симеона велению Пучецкою слободки посадский человек Флорко Макарков сын Иконник, а не по своему изволению»

Вместо деревянной церкви Воскресения Христова в 1717 году тщанием Иова, Митрополита Новгородского, построен каменный холодный Воскресный храм с приделами преподобного Тихона Амафунского и преподобного Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Церковь сначала была при одной главе, крыта тёсом.
По завещанию Иова, умершего в патриаршем чине, в Пушавинский монастырь было прислано много ценной церковной утвари, в том числе плащаница, шитая золотом и шелками ещё в 1441 году. В 1929 году она была изъята и сейчас экспонируется в Оружейной палате Московского Кремля. В 1734 г. вместо деревянной церкви Казанской Божьей Матери построена каменная теплая церковь Рождества Богородицы с приделом архангела Михаила.

В 1765 году монастырь был упразднен, и церкви стали центром Заречного прихода. Каменная колокольня блыла построена в 1802 году. Именно в келье церкви Воскресения Иисуса Христа с 1789 по 1839 год проживала таинственная инокиня Аркадия, которая называла себя Варварой Мироновной Назарьевой, там же с правой стороны от церкви она и была захоронена.
В 1934 г., в июле, с колокольни были сняты и разбиты колокола. 25 сентября 1934 г. церковь и колокольня были переданы Горсовету, а в 1935 г. начали разбирать колокольню. В церкви Воскресения Христова был устроен склад заготзерна, в церкви Рождества Богородицы — хлебозавод.

Все здания церквей и колокольни были полностью разобраны (за исключением здания церкви Успения Пресвятой Богородицы Нагорного прихода) в 1954-56 годах в связи с переносом Пучежа. Поскольку здание бывшей церкви Воскресения Христова представляло собой значительную ценность как памятник архитектуры, часть фресок из нее была снята вместе со штукатуркой и перевезена в Москву, в Академию художеств. Портал церкви и часть стены восьмерика перевезены в Донской монастырь столицы.
Здание бывшей церкви Успения Пресвятой Богородицы, предназначавшееся, согласно решению райисполкома, под Пучежский краеведческий музей, было вскоре продано райисполкомом одному из колхозов и разобрано на кирпич.

Пучеж в XVIII веке

Век этот был переломным в истории России. Интересно, как сие столетие отразилось в русской глубинке, у нас в Пучеже. Имеющийся в нашем распоряжении комплекс документов начинается с именного указа Петра I Сенату о пожаловании Пучежской слободки своему сподвижнику Якову Федоровичу Долгорукому…

… в Пучеж, став его хозяином, он не попал потому, что при Петре высшая знать обязана была жить в Петербурге. У нас нет свидетельств о его пребывании в Пучеже.

Испытывая острую нужду в металле во время Северной войны, Петр приказал изъять с колоколен часть колоколов, чтобы перелить их в пушки. По устному рассказу, зафиксированному в 1848 году дьяконом церкви Воскресения Христова, Павлом Костеневским (первым пучежским краеведом), самый крупный 33-пудовый колокол Подгорной Преображенской церкви был утоплен в Волге, дабы не быть переплавленным.

В 1717 году в Пучеже был построен первый каменный храм — уже упомянутая церковь Воскресения Христова. Это было весьма необычно, в связи с резким уменьшением каменного строительства, сосредоточившегося в Петербурге. В церковь были перенесены различные ценности, среди них плащаница XV века псковско-новгородской работы. Делалось это «тщением митрополита новгородского Иова», вступившего в религиозный спор с Петром I, и, возможно, подготавливающим «тылы» в лице Пучежского монастыря.

В 1721 году Петр издал указ о развитии льноводства… Со временем, благодаря этому указу, наша местность стала зоной товарного льноводства.

Век этот был переломным в истории России. Интересно, как сие столетие отразилось в русской глубинке, у нас в Пучеже. Имеющийся в нашем распоряжении комплекс документов начинается с именного указа Петра I Сенату о пожаловании Пучежской слободки своему сподвижнику Якову Федоровичу Долгорукому…

… в Пучеж, став его хозяином, он не попал потому, что при Петре высшая знать обязана была жить в Петербурге. У нас нет свидетельств о его пребывании в Пучеже.Испытывая острую нужду в металле во время Северной войны, Петр приказал изъять с колоколен часть колоколов, чтобы перелить их в пушки. По устному рассказу, зафиксированному в 1848 году дьяконом церкви Воскресения Христова, Павлом Костеневским (первым пучежским краеведом), самый крупный 33-пудовый колокол Подгорной Преображенской церкви был утоплен в Волге, дабы не быть переплавленным. В 1717 году в Пучеже был построен первый каменный храм — уже упомянутая церковь Воскресения Христова. Это было весьма необычно, в связи с резким уменьшением каменного строительства, сосредоточившегося в Петербурге. В церковь были перенесены различные ценности, среди них плащаница XV века псковско-новгородской работы. Делалось это «тщением митрополита новгородского Иова», вступившего в религиозный спор с Петром I, и, возможно, подготавливающим «тылы» в лице Пучежского монастыря.В 1721 году Петр издал указ о развитии льноводства… Со временем, благодаря этому указу, наша местность стала зоной товарного льноводства.

Сам Пучеж описывается так: «Слобода на правом берегу реки Волги и по обе стороны речки Пучежа и при большой дороге, лежащей из Нижнева Новгорода в Юрьевец Поволской. Церкви каменные, первая Николая Чудотворца с приделом святого Афанасия Великого, вторая Воскресения Христова, что был Пушавинский монастырь (ликвидирован при Екатерине II) с приделами Изосима и Саватия Соловецких Чудотворцев и Тихона Амфуцкого, третия Рождества Пресвятой Богородицы, четвертая строящаяся вновь, но неоконченная Преображения Господня, в коей будут приделы Казанския Богородицы и Усекновения главы пророка и предтечи Иоанна, пятая Преображения Господня с приделами святых Апостолов Петра и Павла и Алексея человека Божия, шестая деревянная Успения Присвятые Богородицы». Таким образом, к концу века в Пучеже имелись все шесть церквей, здания которых просуществовали до переноса города в 1952 году.

… к концу XVIII века сложилось фактически замкнутое церковное сословие. Старшие сыновья священно-церковнослужителей наследовали должность своего отца и его прибыли. Для этого они поступали в молодом возрасте в духовные училища или семинарии. Все члены семей священников были на сто процентов грамотны.

В экономических Примечаниях к планам генерального межевания Юрьевец-Повольского уезда Костромской губернии, относящихся к концу XVIII века, мы впервые встречаем упоминание о первом промышленном заведении Пучежа. «В слободке полотняная фабрика, с коей обработанное отвозится в Петербурх для продажи по вольной цене». Далее читаем: «торг крестьянскими продуктами бывает каждую неделю в понедельник и вторник, крестьяне земли не обрабатывают, а торгуют хлебом и молочными товарами, работают кузнечное и неотличное (нелитой металл), шьют крестьянские рукавицы, а некоторые в летнее время нанимаются на суда на работу кормщиками, водоливами, работниками». Этот факт обозначает начало, но еще не расцвет бурлачества. Кроме рыбных ловель и поставок живой рыбы отмечаются многочисленные пожни — сенокосные угодья. В Ячменской волости насчитывалась 31 водяная мельница.

Кроме подушной подати дворцовые крестьяне платили «четырехгривенный збор», налог «за положенных косцов», и за посопную (ссыпанную в амбары) пшеницу, «семигривенный збор».

Преобразование 4 июля 1793 года дворцовой слободы Пучеж в посад сопровождалось и учреждением здесь ратуши. Она заведовала посадскими делами, подчинялась Костромскому губернскому правлению. Ратуша имела и судебные функции. Во главе ее стоял выборный бургомистр и ратман. Чиновники ратуши оставили после себя различные документы, в том числе «Настольные реестры вступаемой в Пучежской ратуше разного рода денежной казны». … Каждое более или менее крупное событие, произошедшее в Пучеже, нашло отражение в этих журналах-реестрах.

(даже есть о Кондаковых, только неизвестно родственных ли — примечание Н. Кондакова):

Суров был Петр Иконников, коли нанятый им купец Николай Кондаков сбежал от него…

Купцу Михаилу Худякову причинили «несносную и тяжкую обиду в ударении его Худякова по виску, в битии палками». И кто, купцы же Федор Кондаков и Василий Шапошников.

… назовем только купеческие и мещанские фамилии, жившие в Пучеже в 1799 году. Это купцы и мещане Галанины, купцы Бабушкины, Шапошниковы (их не меньше Иконниковых), Обманкины, Пивоваровы, Овощниковы, Кондаковы, Гнусины, Пономаревы, Сушилины, Кузнецовы, Дубровины, Проскурины, Тепловы, Савиновы, Желваковы, Шаврины, Поповы, Горбуновы, Пряхины, Носовы, Лысовы, Спицыны, Рукавишниковы, Худяковы, Проскуряковы, Напалковы, Пепеновы, Дубровские, Крамаровы, Куликовы.

Мещан было ещё больше. В реестрах зафиксированы мещанские фамилии Зарубиных (в том числе отец Павла Алексеевича Зарубина), Куняевы, Кузнецовы, Гнусины, Егуповы, Овчинниковы, Поповы, Филинские, Красильниковы, Григорьевы, Носовы, Долговы, Сапожниковы, Шапошниковы, Пономаревы, мерзловы, Кандаковы, Рукавишниковы, Калашниковы, Орловы, Малюгины, Мамонтовы, Разины, Шеходыровы, Марковы, Косцовы, Бабушкины, Шиловы, Смирновы, Волковы, Тепловы, Ямцовы, Пепеновы, Пряхины, Беловы, Копыловы, Шепелины, Пивоваровы, Проскуряковы, Мамотины, Горбуновы, Чернавины, Ефремовы, Мешковы, Малковы.

За время своего существования, деревянный, по преимуществу, Пучеж неоднократно горел. Об этих пожарах сохранились любопытные истории. … В 1773 году, августа 6 дня, утром у пучежской жительницы Ирины Косцовой загорелся небольшой дом, стоящий на топком месте при реке Пушавке у большого моста. … подул ветер, и объялись пламенем соседние дома. Пучеж выгорел весь, в том числе и церкви — Преображенская и Николаевская. … Во время пожара все древние святые иконы и утварь сумели вынести.

Через 29 лет посад Пучеж 22 апреля 1802 года вновь весь выгорел, только за Пушавкой было спасено несколько домов. Церкви остались невредимыми… После пожара Пучеж был выстроен в лучшем виде.

В связи с большим количеством пожаров назрела необходимость противопоставить им организованную силу. Поэтому в 1910 году в Пучеже была создана добровольная пожарная дружина, в которую входило несколько десятков человек. … Немного забегая вперед можно сообщить, что именно благодаря этой пожарной дружине в Пучеже появился первый автомобиль…

rsl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.