Мелодия любви

Мелодия любви

С художником, в особенности таким своеобразным, как Любовь БЕЛЫХ, интересно говорить не только о творчестве. Мир вокруг, жизнь во всех ее проявлениях, прошлое и настоящее – ничто не проходит мимо внимательного взгляда, чтобы затем воплотиться в портретах и пейзажах.

Классика жанра

Это интервью состоялось в Романовском музее, где проходит выставка «Алексей Белых с Надеждой и Любовью». Событие в культурной жизни Костромы, бесспорно, выдающееся. Представлено более ста работ трех мастеров кисти, представителей одной художественной династии.

А приурочена выставка к 100-летию Алексея Павловича Белых, который не нуждается в особых представлениях. Это настоящий классик, народный художник РСФСР, в его жанровых полотнах отражена целая эпоха трудовых подвигов, самоотверженности, романтики. Визитной карточкой Алексея Белых стали жанровые картины, воспевающие жизнь обычных советских людей, например, масштабное полотно «Лесоруб», занимающее центральное место в экспозиции. Но этим его творчество не ограничивается. Мастер пейзажа, художник тонко чувствовал красоту природы среднерусской полосы, памятников архитектуры Костромы.

Отдельный зал посвящен творчеству заслуженного художника РСФСР Надежды Белых, супруги и ученицы Алексея Павловича. Надежда Александровна обладает лиричным, тонким и эмоциональным даром. Ее живописные полотна буквально насыщены светом, чистотой и нравственным началом. Дети и родной город — главные темы в творчестве художника. Дочери Вера и Любовь стали героинями большинства жанровых работ: «Девочка за роялем», «Верочка с матрешкой», «Девочка в голубом». Эти картины наполнены особым теплым колоритом, тонкими эмоциональными оттенками. Другим излюбленным жанром автора стал натюрморт. С большой любовью и знанием крестьянского уклада жизни Надежда Александровна изображает щедрые дары природы и плоды труда: «Яблочный Спас», «Старые самовары», «Красной кистью рябина зажглась». 

Под светом искусства

Еще в одном зале представлены произведения дочери Алексея Павловича и Надежды Александровны — члена-корреспондента Российской академии художеств Любови Белых. Она участвовала в открытии выставки и любезно согласилась ответить на вопросы «КВ».

Детство художницы прошло в Костроме, семья жила недалеко от Волги. Но несколько месяцев в году Люба со старшей сестрой Верой гостили у дедушки с бабушкой в глубинке Костромской области – Кадые. Он плотно окружен со всех сторон лесами. Через центр поселка протекает небольшая речка Вотгать. Детские впечатления от общения с удивительной природой в дремучих лесах и на светлых просторах Волги глубоко запали Любови в душу.

— Расскажите еще о детстве. Как приобщились к творчеству?

— Я не помню себя без красок, холстов, подрамников. Мы росли с Верой в мастерской, где папа с мамой работали. У них была одна мастерская на двоих. Нам давали карандаши, краски, и мы сидели в углу, чтобы не мешать, — вспоминает Любовь Алексеевна. — Раннее детство было, пожалуй, самым счастливым периодом моей жизни. Я точно помню, что в те годы я никогда не испытывала таких чувств, как страх и обида. Я была окружена заботой и любовью родителей и старшей сестры.

— Какое влияние оказал на вас Алексей Павлович?

— Отец был другом и учителем. Его уже шесть лет нет с нами, но я чувствую, что та теплота и любовь, которая исходила из его сердца, не остывает и согревает меня, как и прежде. Теперь я не могу показать ему мои новые работы, но я всегда представляю себе, что он смотрит на них. И это ощущение часто открывает мне глаза на погрешности и недостатки.

— Прежде писали, что он является ярким представителем соцреализма. Но его картины излучают такую мощь и экспрессию, производят такое сильное впечатление, что, глядя на них, совсем не думаешь о линии партии, пятилетке в четыре года и других подобных вещах…

— На мой взгляд, вообще неправильно втискивать творчество в какие-то рамки. Отец часто говорил о том, что переживания души, волнения сердца и ума являются основой для творческого порыва. И верил в то, что свет искусства есть единственный, волшебный и неповторимый, который отличает нашу планету от любой другой. Этот свет способен объединить людей разных верований и культур…

— Где вы учились?

— Сначала в художественной школе в Костроме. Когда мне исполнилось 12 лет, меня повезли поступать в знаменитую МСХШ — Московскую среднюю художественную школу. Конкурс был большой, 10 человек на место, но меня приняли – сразу в третий класс.

— А потом продолжили образование в Суриковском институте, как отец?

— Нет, Вера уговорила меня поехать в Санкт-Петербург, тогда еще Ленинград. Она сама музыкант, где-то прочитала, что идет набор в академию художеств. И мы поехали, с мамой и сестрой — Вера, Надежда, Любовь. Абитуриентов было человек 400, приняли в итоге 60, меня в том числе. Так вышло, что мне за заданную композицию поставили пятерку. А ленинградская академия была известна тем, что на вступительных экзаменах пятерок там не ставили в принципе. Считалось, если человек все знает на пять, зачем его чему-то учить?

— И вот вы учитесь, получаете диплом и возвращаетесь в Кострому?

— Да, вернулась сначала, а через какое-то время была принята в творческие мастерские живописи при Академии художеств. Это фактически аспирантура.

Картины маслом

— Давайте обратимся к так называемой творческой кухне. Как у вас возникает замысел?

— Темы и образы для жанровых картин я беру из далекой поры моих ранних лет, из первых детских открытий, впечатлений и переживаний. Память детства волнует мое творческое воображение, увлекая в работу над картиной, в поиск новых композиционных решений, пластических форм, цветовых гамм.

— Судя по представленным работам, портрет в вашем творчестве занимает особое место?  

— Этот жанр мне особенно близок и интересен, поскольку требует повышенного внимания к человеку, проникновения в его характер и состояние души.

Жанр сложный, Белых справляется с ним блестяще, впрочем, также как и с техникой исполнения портрета: она пишет не только маслом, но и владеет всеми видами графической техники, включая пастель, акварель, офорт.
Вообще, интерес к человеку проявляется в большинстве работ Любови Белых. Во многих сюжетах ее картин человек неотделим от окружающего мира, природа – его колыбель и дом. Человек как часть природы связан с ней едиными вибрациями, общим внутренним ритмом, и художница стремится донести это до зрителя посредством своего высокого профессионального мастерства. Тонко чувствуя цвет и тон, умело смешивая краску на палитре, она добивается максимальной глубины и выразительности изображения.
Но не портретом единым. Пейзажи и натюрморты Любови Белых тонки и изящны. Она пишет их в тиши своей мастерской, когда ей хочется уединиться, поразмышлять, отгородиться от внешней суеты. В ее картинах всегда скрыт какой-то философский смысл, какая-то недосказанность, будто зрителю подбрасывается загадка, на которую у каждого найдется свой ответ.

Берег детства

Так получилось, что основной в ее творчестве стала тема детства. Сюжеты из жизни и игры заполняют пространство картин. А еще их наполняют детский смех, запах речной воды, теплый песок под ногами, нежные цветы и звуки приближающейся грозы. Это переносит зрителя в его ранние годы, потому что это все звуки и запахи из детства – тогда они почувствовались и запомнились впервые.

— После ваших картин такое ощущение, что свет, которым наполнены полотна, пробуждает в душе что-то очень важное, доброе и нежное…

— Собственно, на такой эффект я и рассчитывала. Хотелось, чтобы зрители, взрослые люди, хоть ненадолго смогли вновь ощутить себя детьми, счастливыми и беззаботными.

— А эти замечательные мальчики и девочки на холстах, кто они?

— Здесь несколько детей моих друзей, но в основном племянники – Митя, Алеша и Ксюша, которая буквально стала моей музой. Сейчас они уже все взрослые; Ксюша, между прочим, востоковед. А когда она малышкой мне позировала, было очень забавно: я писала на даче ее портрет, и за сеанс она установила плату в десять чупа-чупсов.

Картины Любови Белых посвящены детству как особенному состоянию, которое во многом определяет путь взрослого человека. Не случайно одна из ее персональных выставок называлась «Тайная комната детства». Это место, где подсознание хранит то, что делает человека самим собой. Это мир первых впечатлений, чувств и переживаний, когда хрупкость, незащищенность внешнего образа сплавляется с чистотой души, устремленностью к идеалу. Здесь хранятся секреты и мечты, воспоминания и страхи. В этой комнате живет и душа. Об этом художница говорит так:

— Я стремилась запечатлеть счастливые мгновения жизни, в надежде, что они потревожат сердца зрителей, может быть, унесут на минуту в свое детство и доставят радость.

Сергей ЛАВРЕНТЬЕВ

Костромские ведомости. 2023. 24 окт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.