Красный угол трещит — беда хозяину и его семейству. Любые неожиданные звуки в избе — треск, стук, — доносящиеся из мест сочленения бревен стены, считались предупредительным знаком от потусторонних сил. Бытовое объяснение поверья состояло в том, что хозяину давно необходимо внимание обратить на состояние собственного жилища. Бревна дают усадку (именно из-за того происходит треск) в свежем срубе, или в очень старом, и именно тогда будет несдобровать всем домочадцам. Угол для славян — не только важная часть собственного жилища (свой угол иметь), но и одно из мест посещения домового. В иных деревнях поговаривали, что в углу нечистая сила живет. Для изгнания болезней углы дома окуривали, а под один из наружных углов дома сливали воду после обмывки покойника, и там же закапывали сожженный после похорон мусор.
Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу — Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).
Когда в доме подметаешь, мети не к порогу, а от порога, не то все богатство выметешь — Мести к порогу — значит двигаться за пределы своего дома, своего пространства. При этом вместе с мусором (который, как мы знаем, тоже мистифицировался) можно вымести что-то свое — хорошее, ценное. Даже во дворе после выноса покойника мусор мели по направлению к дому, мотивируя это желанием, чтобы все живые в доме остались.
Загудело в печной трубе — душа покойника мучается — Считалось: если закрыть печную заслонку, то связь дома с внешним миром прекращается. Значит, душа, которая хотела побывать в доме, осталась в трубе и мучается там, завывает. В таком случае надо помолиться за умерших. Заслонкой закрывали печь, когда кто-нибудь отправлялся в дорогу, — чтобы домашние разговоры о нем не вылетали в трубу и не были услышаны «чужими».
Петух головой затряс — быть беде — Поверье основано на двояком отношении к петуху. С одной стороны, это вещая птица, способная бороться с нечистой силой. С другой стороны, и сам он, постарев, становится представителем дьявольских сил (может даже «снести яйцо», из которого появляется на свет «маляк», доводящий потом хозяев до смерти).Головой начинает трясти, как правило, именно старый петух. Поэтому в поверье , зафиксирована рекомендация поскорее избавиться от него. То, что старый петух в хозяйстве не нужен, — однозначно. И суеверие — повод расстаться с ним во имя благополучия в доме.
Икона в доме упала — к покойнику. — Причина кроется в отношении к иконе как к покровительнице человеческой души. Тем более что на иконах изображены те, кому человек молится о здоровье и благополучии. Падение запечатленного свя-того лика воспринимается как потрясение. Подобное поверье связано и с картиной, на которой изображен хозяин дома. В этом случае речь идет об отношении к его «двойнику» (то же — и с разбившимся зеркалом).
Стук в доме без причины — к чьей-либо смерти — Основание поверья то же, что и в описанном выше случае с треском в углу, Считается, что чья-то душа пришла и предупреждает о скором покойнике в доме.
литература