в моей родимой Костроме,
чьё имя славится кострами,
сгорел архив в соборном храме.
Столетий восемь взметено
через замковое окно
за два часа — единым махом!
И Кострома оделась прахом.
Масштаб катастрофы, случившейся с костромским архивом в 1982 году, — 16 августа 1982 г. в здании архива произошел пожар (как говорят, от брошенного окурка), — в полной мере понятен только при непосредственном соприкосновении с документами архива. …Мне принесли дела, обернутые в папки. Еще не открывая папки, с удивлением обнаружила, что из нее что-то сыпется… Оказалось, это пепел… Когда же наконец папку я открыла, то увидела стопку обугленных со всех четырех сторон листов… Такого я не видела ни в одном из архивов…
Фото одного из пострадавших документов, возможно, будет позже.
При пожаре 1982 года погибла треть документов архива, многие документы пострадали, причем не только от собственно огня, но и последующего тушения водой. Из воспоминаний архивистов:
«Пришла устраиваться на работу в ГАКО на 3-ий или 4-ый день после пожара. Вошла в храм: черно, темно, сыро, запах горевшей бумаги (он же в бомбоубежище завода ДОС, на «Росторгмонтаже» (этот запах приходит и теперь, когда слышу, что где-то случилась беда). Люди, которые разбирают мокрые, грязные бумаги на пепелище (сотрудники ГАКО) удивляются, что в такой момент собираюсь здесь работать, кто-то даже у виска пальцем покрутил…»;
«…В августе 1982 г. я была в отпуске. Когда мне сказали, что горит архив, я не поверила, но увидела своими глазами пепелище… Про то, как сушили на веревках документы, собирали их, грузили, вспоминать больно….» (источник: http://kosarchive.ru/archive/history/)
До сих пор продолжается работа по восстановлению документов.
В 1982 году архив размещался в здании Богоявленского собора, в 1983 году архив переместился в новое здание на ул. Северной Правды.
Из-за того же пожара методика работы с документами архива несколько иная, чем в других архивах. Стандартная схема работы в архивах (если они не имеют автоматизированных баз данных): изучение описей, выписка из них шифров и заголовков необходимых дел, оформление требования на дела. В ГАКО после просмотра описи и выписки шифров и заголовков интересующих дел необходимо взять т.н. «номерник» к этому фонду и проверить: сохранились ли эти документы после пожара. Очень часто результат оказывается отрицательным, другие более оптимистичные варианты: сохранилась часть дела, дело сохранилось без начала / конца. В случае сохранности (частичной или полной) из этого «номерника» следует выписать номер коробки, который, наряду с номерами фонда, описи и дела, следует указать в требовании.
К сожалению, путеводитель ГАКО издан только по дореволюционным фондам. Он именуется первой частью, что дает надежду на издание и второй — по советскому периоду. Пока же в поисках нужных фондов советского времени необходимо просмотреть полный список этих фондов по 3 частям реестра. На фото на столе в читальном зале: путеводитель (книги синего цвета) и стопка реестров (справа).
Особо негативный момент для иногородних посетителей: за срочную выдачу каждого дела необходимо платить. Расчет стоимости основывается на количестве листов каждого дела плюс прибл. 50 руб. Таким образом, за дело из 300 листов будет необходимо заплатить ок. 350 р. Оплата — через Сбербанк, что влечет за собой еще и оплату банковской комиссии. В обычном порядке дела предоставляются исследователям через неделю после заказа.
Стараюсь всегда быть объективной в обзорах, упоминать и хорошее, и плохое (истфак учил!), но в отношении ГАКО критика преобладает, увы. По степени модернизации архив отстает от многих своих собратьев лет на 10.
Если в других архивах описи документов либо выставлены в интернет, либо доступны на компьютерах в читальных залах, то в ГАКО описи находятся даже не в читальном зале. Их необходимо заказывать, причем дореволюционные и советские фонды — на разных бланках. Если закажешь много, то ограничат: принесут только половину. Это пример и к теме совершенно излишней бюрократизации работы читального зала. Дела заказываются аналогичным образом на разных бланках (дореволюционные / советские), плюс третий вариант — если дела выдаются в виде микрофильмов.
Совершенное непонимание вызывает официальный запрет архива на фотосъемку. Копии документов делает по заказу только сам архив (ксерокопии или сканы). Чтобы оформить заказ, опять-таки нужно заполнить кучу бумажек. Насколько эффективнее было бы разрешить фотографирование! Причем не только для удобства посетителей, но и в целях сохранности самих документов. Так, у документа, состояние которого я охарактеризовала в самом начале, края листов были завернуты, порваны. Грубое обращение с листами, их распрямление и помещение в сканер, приведет элементарно к обрыву фрагментов текста на краях документа. А пока что так:
Апрель 2016 https://diana-225.livejournal.com/1771.html
Уважаемый автор, Вы несколько необъективны:
Справочник по фондам после 1917 г. размещен на сайте архива в разделе «Фонды». На сайте же имеется электронный читальный зал, где можно не выходя из дома познакомиться с описями. Конечно, далеко не все описи размещены в электронном читальном зале, но их количество постоянно увеличивается. Изучить описи вы можете без оплаты.
Там же, в электронном читальном зале, размещены электронные образы документов. В настоящее время — это метрические книги и ревизские сказки. Так же по мере увеличения фонда пользования, электронный читальный зал будет пополняться.
Из 18 регионов ЦФО только в 5 имеются электронные читальные залы, в том числе и в ГАКО.
Фотографирование собственными техническими средствами разрешено. Стоимость этой услуги обозначена в Прейскуранте (так же как и в других архивах).
Успехов Вам в архивном поиске.