Дома соборного причта и беседка А.Н. Островского

Архитектурные памятники истории и культуры в Костроме

Дома соборного причта, перв. тр. XIX в.

Чайковского, ул, д. 21/1, лит. А, Б

Выдающийся памятник костромского жилого зодчества первой трети XIX в. в стиле позднего классицизма, имеющий важное градостроительное значение. Состоит из двух кирпичных оштукатуренных домов – крупного основного, расположенного на углу с Лесной улицей, и небольшого флигеля, стоящего несколько выше по ул.Чайковского. Двухэтажное основное здание с подвалами и антресолями построено тщанием костромского епископа Самуила в 1824-1825 гг. по проекту костромского губернского архитектора П.И.Фурсова для церковнослужителей Успенского собора. В 1832 г. по благословению костромского епископа Павла сооружен скромный по размерам двухэтажный флигель.

Основной дом, одно из крупнейших жилых зданий Костромы эпохи классицизма, состоит из двух прямоугольных в плане корпусов, соединенных под тупым углом закругленным ротондальным объемом. Последний подчеркнут на фасаде монументальным портиком из шести коринфских колонн большого ордера, с постаментами и базами на общем стилобате, завершенных антаблементом и ступенчатым аттиком. Боковые крылья – в семь осей окон, с цокольным полуэтажом по Лесной улице. Подчеркнуто парадный декор дома включает квадровую рустовку нижнего этажа с крупными замковыми камнями над прямоугольными окнами с подоконниками и междуэтажной тягой внутри портика. Более высокие окна верхнего этажа заключены в широкие рамочные наличники с подоконниками и сандриками на кронштейнах над каждым вторым проемом. Лишь в портике окна арочной формы, с архивольтами и тягой на уровне нижней части проемов. В завершении стен – гладкий широкий фриз и карниз с зубчиками.

Внутри дома сохранилась прежняя планировка с двумя анфиладами комнат вдоль уличного и дворового фасадов крыльев. Эффектный круглый зал расположен в скругленной части обоих этажей, имеющей в верхнем из них две экседры по краям. Ряд помещений цокольного этажа в правом крыле перекрыт коробовыми сводами с распалубками над проемами. Входы со двора ведут в вестибюль с лестницей в каждом крыле и расходящимися от нее поздними коридорами.

Более скромный характер имеет архитектура флигеля, небольшой прямоугольный объем которого с вальмовой кровлей и поздней деревянной пристройкой со двора принадлежит к характерному для местного зодчества первой половине XIX в. типу жилых домов «на два хозяина». Его главный уличный фасад в пять осей окон имеет ложные окна обоих этажей на средней оси, что обусловлено внутренней структурой – делением здания на две части. Позднеклассический декор, сосредоточенный на главном фасаде, выглядит подчеркнуто парадным. Над высоким двухступенчатым цоколем стены первого этажа украшены дощатым рустом, который образует клинчатые замки над прямоугольными окнами без наличников, объединенными подоконной тягой. Простой карниз разделяет этажи, верхний из которых завершен антаблементом с профилированным карнизом. Верхние окна обрамлены наличниками с соединяющей их внизу тягой и сандриками над нечетными проемами.

Интерьер здания типичен для подобных домов по своей планировке. Две взаимно перпендикулярных стены делят его на две пары помещений, каждая из которых образует отдельную квартиру с меньшей комнатой по фасаду и изолированным входом в большую.

Лит.: И.Арсеньев. Описание костромского Успенского собора. М., 1829. С. 41-42; Он же. Описание костромского Успенского собора. М., 1837. С. 41-42; В.К. и Г.К.Лукомские. Кострома. Спб., 1913. С. 315; Г.К.Лукомский. Барокко и классицизм в архитектуре Костромы // Старые годы, 1913 Январь. С. 36; В.Н.Иванов и М.В.Фехнер. Кострома. М., 1955. С. 92, 106; Кострома. Путеводитель-справочник. Кострома, 1963. С. 294; Т.М.Сытина. Архитектура русской провинции // История русского искусства. Т. VIII. Кн. 1. М., 1963. С. 267-268; В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 149; В.Н.Бочков и К.Г.Тороп. Кострома. Ярославль, 1970. С. 22; В.Н.Иванов. Кострома. 2 изд. М., 1978. С. 181; Г.К.Вагнер. Старые русские города. М., 1980. С. 365, илл. 72; И.М.Разумовская. Кострома. Л., 1989. С. 122. ГАКО, ф. 497, оп. 2, д. 683, л. 3; д. 1279, л. 3 об.; ф. р-838, оп. 3, д. 59, л. 24 — 24 об.; Архив Свода памятников ДКН. Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль ул. Чайковского. С. 39-46.

Беседка А.Н.Островского, сер. ХХ в.

Беседка А. Н. Островског

ул.Чайковского

Интересный образец удачно выполненной стилизации середины ХХ в., восстановившей образ существовавшей здесь с 1-й пол. XIX в. прежней деревянной беседки в стиле позднего классицизма, известной по целому ряду рисунков и гравюр панорамы кремля. Она была снесена в 1932 г. при срытии оконечности вала. Построенная в 1956 г. по проекту архитектора КСНРПМ Г.И.Зосимова несколько дальше от берега, каменная беседка носит имя крупнейшего русского драматурга, неоднократно упоминавшего прежнюю беседку в своих дневниках и письмах. Расположена в конце бульвара на кромке древнего кремлевского вала и возвышается над набережной, откуда к ней ведут две двухмаршевые лестницы. «Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, – писал А.Н.Островский, – какого мы еще не видели до сих пор».

Беседка принадлежит к распространенному в эпоху классицизма ротондальному типу. Открытая ротонда из семи колонн ионического ордера с полусферическим куполом поставлена на ступенчатый круглый стилобат. Колонны с базами на постаментах несут гладкий архитрав и профилированный карниз. Купол изнутри — с лепными венками во фризе над капителями и с овами и сухариками в карнизе. Между колонн со стороны Волги сделана балюстрада с балясинами. У основания вала устроена прогулочная дорожка с металлической оградой.

План беседки
План беседки

Лит.: В.Н.Иванов. Кострома. М., 1970. С. 127, 128, илл. 100; В.Н.Иванов. Кострома. 2 изд. М., 1978. С. 175; Г.К.Вагнер. Старые русские города. М., 1980. С. 365, илл. 71; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1. Ч. 1. Кострома, 1996. С. 329-330.

Архив Свода памятников ДКН. Е.В.Кудряшов. Архитектурный ансамбль ул.Чайковского. С. 57-58.

Энциклопедия памятники истории и культуры (PDF)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.